В Рязанском художественном музее хранится большой резной деревянный барельеф – икона Архангела Михаила конца XV в., привезённая из церкви с. Путятина. Как известно, этот святой является покровителем не только Москвы, но и, будучи воеводой небесного воинства, традиционно всех ратных людей. Поэтому сразу становится понятным, что в селе в то время жил «сторожевой люд». Стояло Путятино на засечной черте, и жили в нем первоначально воинские люди — казаки, охранявшие рубежи земли русской. Шацкая или Новошацкая засека, как её называет дозор 1672 г., хотя она известна с 20-х годов XVI в., начиналась от р. Шачи. По территории современного Путятинского района она проходила мимо селений: д. Романовы Дарки, с. Карабухина, д. Караулово, д. Петино, с. Макеева, с. Волкового, д. Глебово, с. Путятина, с. Летники и кончалась около впадения реки Пары в Оку. Засека пересекала несколько рек, в т.ч. Тынорец (Тырницу), Инкаш и Нетрож. Ряжская Липская засека шла от р. Пары мимо селений: с. Летники, с. Чёрной Слободы, с. Песочня и встречала реки: Песочню, Берёзовку и др. Наиболее крупными городами-крепостями засечной черты в данном районе были: Чёрная Слобода, Песочня, Путятино, Карабухино, Волковое и др. Засечная полоса на территории теперешнего Путятинского района шла параллельно «большой дороге» и защищала её от нападений ордынцев. Но кроме укреплённых мест здесь были и сторожевые пункты. Обращает на себя внимание название села Караулово, находящегося на крайнем востоке района. Караулы – в эпоху Средневековья так назывались русские сторожевые пункты на степных реках. Учитывая нахождение села на русско-ордынском пограничье, резонно предположить, что на месте него был такой же населённый пункт. А вот севернее укреплённой засечной черты возникали селения, вокруг которых в конце ХVI в. и в ХVII в. земли отдавались служилым людям «по прибору» (т.е. завербованным на службу – И.Ф.) – казакам, стрельцам, пушкарям, затинщикам, воротникам, ямским сторожам и т.д. Так, в с. Чёрная Слобода в июне 1620 г. получили землю за службу Московскому государству 16 человек т. н. «можайских» казаков во главе с атаманом Василием Андреевым. При том, что служилых людей на пограничных с Диким полем территориях постоянно не хватало, казаки и другие ратные люди в подавляющем большинстве случаев со своей задачей справлялись. Например, в мае 1631 г. казаки Савка Москвитин и Иван Юдин, присланные из Сапожка с другими полковыми казаками и «охочими» пушкарями, «имели бой» с татарским отрядом, уходившим из Рязанского уезда. Были убиты пять татар, один захвачен, а также отнят полон – 10 русских пашенных людей и стада животных, уведённые из с. Песочня, которые возвратили хозяевам. В конце XVI — начале XVIII в. западная часть современного Путятинского района относилась к Старо-Рязанскому стану, а самая восточная – к Шацкому уезду. Параллельно одно время существовал и Карабухинский уезд. В начале XVIII в. в период правления Петра I большая часть нынешних Путятинских земель стала территориально входить в Сапожковский уезд, а рязанские и мещёрские казаки частично были переведены на Дон, частично пополнили «войска нового строя» — солдатские, драгунские, рейтарские и мушкетёрские полки. Однако спустя столетие из умов людских видимо ещё не выветрилась память о том, что именно на Рязанщине зародилось служилое казачество, и казаки вновь появились в описываемых местах. Во время Отечественной войны 1812 г. на Сапожковской земле формировался конный казачий полк Рязанской воинской силы, входивший в народное ополчение. Местом сбора ополченцев стали город Сапожок и село Песочня. Рязанское ополчение доблестно сражалось с наполеоновскими войсками на полях Германии, и многие из путятинских уроженцев в 1815 г. возвратились домой с наградами. Недавние воины в мирное время опять стали крестьянами. Но и на этом дело не кончилось. Прошел ещё почти целый век, и о казачестве в путятинских краях снова заговорили, только на сей раз в связи с революционными событиями 1905-1907 гг. Сапожковский исправник в своём рапорте от 23 марта 1907 г. на имя Рязанского губернатора писал: «Ввиду того, что по моему мнению, попытки к самовольной запашке земли в этой местности будут произведены несомненно, я нахожу необходимым поставить в этом районе сотню казаков, что можно выполнить, поместив их в экономии, принадлежащей управлению государственных имуществ при с. Песочне, о чем я ходатайствую перед вашим сиятельством». Таким образом, в рассматриваемом районе в течение четырёх и более столетий сохранялась устойчивость этнографического материала. Население этого района – служилые засечные люди – в основном, казаки — и здесь не наблюдалось никаких вторжений со стороны. В свете изложенного выше совершенно логичным выглядит тот факт, что в конце 90-х годов минувшего века казачество на Путятинской земле стало возрождаться. «