РУССКИЙ МЕЧ И КАМЕНЬ ПОБИВАЕТ

В субботу, 12 октября, у села Кораблино Рязанского района на берегу реки Листань, состоялось открытие памятника, посвященного первому упоминанию в летописях о казаках и их победе над татаро-монгольским войском. Об этом значимом и важном событии мы побеседовали с Верховным Атаманом Великого Братства Казачьих Войск Андреем Даценко.

— Андрей Александрович, расскажите, пожалуйста, с чем связано установка памятника?

— 12 октября нами был установлен памятник, посвященный первому упоминанию о казачестве России. Известный исследователь истории происхождения донских казаков Евграф Савельев и историк Николай Карамзин в своих работах утверждают, что самое первое конкретное упоминание о казаках было именно о рязанских казаках.

Тамбов поставили тоже рязанские казаки, которые были отправлены туда по указу царя строить крепость. Тамбовские казаки считают своими прародителями рязанских казаков.

— Где именно впервые упоминаются рязанские казаки?

— В 1444 году в битве на реке Листань. Это самое первое конкретное упоминание в летописях о казачьих подразделениях России в целом.

Многие рязанцы, к сожалению, не знают, что прародиной казачества является именно Рязанская область. Если двигаться в сторону Шацка, то жители нашей Рязанской области могут обратить внимание, что там есть такие поселения, как Казачья слобода, Казачий дюк. Естественно, встаёт вопрос: откуда здесь древние поселения и откуда такие названия? Ответ очень простой. За Шацком раньше находилась Мордовская ССР. Когда-то эта мордовская часть России была диким полем. Там заканчивалась Русь, то есть по Шацку стояла засека – укрепление, граница. Соответственно, все набеги татаро-монгольских и всех остальных войск неприятеля были с другой стороны.

Естественно, что у границы стояли именно казаки, которые следили за передвижением врага и отражали набеги. Всем известно такое выражение: «А в Рязани, грибы с глазами, их едят, а они глядят». Это высказывание родилось не на пустом месте. Вдоль границы, особенно где проходила лесная часть, жителям окрестных деревень запрещалось рвать грибы в определенных местах. Враг, проходя, либо срывал эти грибы, либо топтал – и это был знак, что здесь находился чужой человек. Казаки, охраняющие границу, могли быстро найти следы, определить численность, направление, передвижение неприятеля.

— Так в чем же заключалась эта историческая битва?

— Был такой хан Улу-Мухаммед – последний хан Золотой орды. Когда Золотая орда распалась, Улу-Мухаммед отправился в сторону Крыма, хотел закрепить эту часть за собой, но в Крыму были уже свои князья. Тогда он направился в сторону Казани, где и выстроил Казанское ханство. У него было несколько сыновей, которые, естественно, стали ходить по окрестностям. Именно с одним из них – царевичем Мустафой и произошла битва. Второй сын Якуб через несколько лет перешел на службу царю, ему была отдана Костромская область. Ну и ещё один сын, известный на земле Рязанской – Касим, которому было отдано Касимовское ханство.

В 1444 году царевич Мустафа прибыл на Рязанские земли. Учинил, как пишет летопись, много зла: пожег селения, взял большой полон и двинулся в сторону Крыма, чтобы продать невольников. Но князь и жители предложили не уводить людей в Крым: ведь их все равно надо кормить, сопровождать, кто-то убежит, кто-то умрет – а на месте выкупить невольников. На что царевич «милостиво» согласился. Встал и стоял, ждал. Но у нас, как обычно, по частям отдавали. Какую-то часть выкупа отдали и, естественно, время затянули. Дело близилось к осени. Лето в тот год выдалось жарким и засушливым. Трава вся пожухла и погорела. Полыхали пожары. Когда Мустафа решил тронуться в обратный путь, то понял, что далеко уже не уйдет, так как скоро зима, а питались-то подножным кормом. Вернулись обратно к Рязани. Подошли к стенам и попросили «милостиво» перезимовать. Обещали фураж купить и не бесчинствовать. Но скоро в городе начались волнения, так как воины Мустафы стали женщин обижать и мародерствовать. И жители послали за помощью. Царевичу разведка доложила, что к городу подтягивались казачьи отряды. Мустафа понял, что они находятся в западне. Все мы знаем, что монголы – это, прежде всего, конница. Быстрое передвижение, нападение. Стрельба из лука. А город держать они не могли. Ну а так как внутри Рязани уже зрело недовольство их присутствием, то они понимали, что здесь их просто перебьют. Нужно было вырываться в свою стихию. И они ушли из города. На них в это время ещё никто не нападал. Но далеко не ушли. В России, как обычно, помогает погода. Несмотря на то, что была ранняя осень, раньше времени выпал снег. Лошади вязли в мокром, липком снегу и не могли далеко уйти. Казаки стали татарское войско поджимать то с одной стороны, то с другой. И специально завели в такое место, где уперли в реку Листань. Река по тому времени была широкая и не успела ещё замёрзнуть. Перейти реку царевич Мустафа со своими людьми не смог. Стало понятно – они в западне.

Надо сказать, что татаро-монгольский тумэн – это в среднем десять тысяч воинов, а у каждого воина по две-три лошади, так как они шли, не останавливаясь, плюс рабы, плюс все награбленное, плюс телеги, техника, кузница, скот, которым питались. Иногда пишут в книгах: и потемнело небо… И это было на самом деле так – передвигалось всё – целая страна. Понятно, что с такой численностью переправиться за короткое время невозможно: тем более и давят со всех сторон, и мешают крутые берега да слякотная погода. Выбраться они не смогли. Разбили временный городок на лесистом холме близ деревни Остремино. Надеялись, что там перезимуют, а когда пойдет трава, накормят своих лошадей, и потом придут, и «пообщаются» с рязанцами. Но не тут-то было. Кто их теперь отпустит, если они попали?

Ко всему прочему, эта битва занесена Министерством обороны России как первое упоминание использования в Вооруженных силах в боевых действиях лыж. Казаки и мордовские лыжники были в роле загонщиков. Привели неприятели в нужное место в нужный час. Мустафа приказал перед генеральным сражением зарезать всех лошадей, чтобы накормить своих людей. Сдаться они отказались. И был дан бой, и всё татаромонгольское войско полегло. В полон были взяты только два князя. Рядом с этим местом татарских воинов и похоронили.

— А памятник поставлен на месте битвы?

— Нет, там, где поставлен крест, -битвы не было. Сражение проходило на другом берегу реки. Но крест символично возвышается над всей этой территорией. Сам памятник сделан в виде большого валуна – 2,5 тонны и в него воткнут меч. Валун – это природный камень змеевик. Очень интересна народная легенда… Когда Адам был искушен и откусил яблоко, то кусочком поперхнулся и выплюнул его, этот кусочек и превратился в камень змеевик.

Обратите внимание: меч сделан в форме креста. Есть две интерпретации этого памятника. Первая – русский меч и камень побивает. Вторая – именно православный меч побивает силы зла, пороков и искушений, какой бы мощи они не были.

— Вот сейчас открыли памятник. А что дальше? Есть ли ещё какие планы?

— Открытие памятника – это лишь отправная точка. Дело в том, что родилась идея, которая сейчас находится в разработке – построить на этом месте историко-культурный центр, посвященный казакам. Центр будет строиться в стиле XV века, в котором будет располагаться исторический музей, конюшня и многое другое. Посетителям расскажут, откуда пошли казаки, проследят их путь расселения: Дон, Кубань, Терек, будут представлены также материалы по этим войскам.

Ещё на повестке дня стоит очень серьезный вопрос – о вхождении в общероссийский туристический кластер. Уже на федеральном уровне в Комитете по культуре поднимался вопрос о создании туристического кластера внутри казачьей тематики. Если этот кластер будет создаваться, то откуда ему начинаться, как не с Рязани? Если первое упоминание о рязанских казаках, то пусть отсюда и начинается. Уже готовится рабочий проект по этому вопросу, есть оператор, который готов заниматься этим направлением. Работы уже ведутся. Это начало проекта.

Моя задача, как атамана, рассказать местным жителям, и не только, что у казаков, как ни странно кому-то покажется, прародиной является Рязанское княжество. И это самое главное, что мы должны донести до людей.

— Наверное, можно сказать, что казаки – воины Христа, ведь они шли в бой за Веру Православную.

— Всё верно. Не бывает не крещёного казака. Казак неотделим от Православия.

Многие, к сожалению, не знают о том, что у нас есть Николо-Чернеев-ский мужской монастырь, построенный донским казаком Матфеем в 1573 году при Иване Грозном в пределах нынешнего Шацкого района. Этот монастырь до 1918 года был на содержании Войска Донского. Первые братья были тоже казаки, часто покалеченные в бою, которые уже не могли воевать. Колокола для монастыря отлили из пушек. Существует много исторических документов, когда казаки с Дона или с других мест, возвращаясь с боевых походов, просили своих атаманов направиться на Рязанщину, помолиться в этом монастыре. Монастырь даже одно время нес исправительный характер. Например, казаки загуляли – в монастырь. Там свои братья. И об этом монастыре знают на Дону, на Кубане, на Тереке, а наши местные жители, к сожалению, не знают.

Слева направо: Константин Сафронов, Лариса Комракова и Андрей Даценко

— В Рязани часто стали появляться казаки в казачьей форме. И возникает вопрос: откуда казаки появились в таком количестве?

— Правительство осознало, что казаки – высоко патриотичная часть населения и решило помочь. При Президенте России есть Совет по вопросам казачества, действует определённая программа. Сразу стали появляться непонятные казачьи структуры, люди стали одеваться в казачью форму, не являясь казаками по роду, не понимая ни казачьих традиций, ни казачьих устоев, но называют себя казаками. Им все едино: сегодня – казачество, завтра – землячество, главное, чтоб были какие-то преференции.

— Так кто такие казаки?

— Казаки – это не те, кто носит казачью форму или состоят членами в казачьих обществах. А те, кто, во-первых, родились казаками, по своему роду. Во-вторых, те, кто соблюдает казачьи традиции и, самое главное – пытаются сохранить казачьи традиции. Казак – это род, семья, культура, традиции.

Если бы мы не сохраняли казачьи традиции, то про казаков уже бы и не помнили. Казаки до революции состояли отдельным сословием. У них были свои привилегии – это были профессиональные воины. Каждый отец воспитывал своего сына в казачьих традициях. Только казакам по указу царя разрешалось носить награды своих отцов и дедов. Кажется – странно, но если посмотреть вглубь вопроса, то это очень сильный психологический момент. Скачет, например, казак в бою, а у него отцовский и дедовский кресты на груди звенят, и он уже не свернет с пути. Он лучше погибнет, но род свой не опозорит.

Документальная основа для нас, конечно, имеет определённое значение, не не основополагающее. Ведь 600 лет назад у казаков не было никаких документов. Нам важна сама сущность казаков, история казаков, сохранение традиций. Даже наши действия, направленные на создание этого памятника – тоже подтверждение того, что мы пытаемся говорить о своих предках, хотя они не прямые наши предки, а просто казаки, которые жили в Рязани. Иногда общаешься с некоторыми гражданскими людьми, а они говорят: ой, а у меня тоже мать казачка, а у меня отец – казак. Казаков ведь в свое время расселяли по всей России, чтобы искоренить.

Наши предки, начиная от одного конца России до другого, положили жизнь, вступали в схватки, битвы. Мы – их потомки, к сожалению, не делаем того, что делали они. Единственная и главная наша современная задача – сохранить традиции, прежде всего – казачью культуру, Веру Православную и рассказывать о наших доблестных предках.

Я уже 20 лет атаман. Иногда люди не знают, что в их роду есть казаки, но их тянет в казачество, эта кровь тянет, сердцем чувствуют. Люди приходят к нам, потом начинают спрашивать: когда присяга? Перед присягой отправляем к священнику. И только после того, как священник говорит, что человек готов, то можно принимать присягу. Текст присяги – родовая грамота, которую мы подписываем в церкви, ставится церковная печать. Перед тем, как зайти в церковь, я говорю: вы сейчас зайдете в церковь, совершите ритуал перед Господом Богом. Можно обманывать меня, можно обманывать себя, но Бога обмануть – самый большой грех. Были случаи, когда люди останавливались и говорили, что не готовы принять присягу. Потом все равно приходили и принимали, а есть такие, которые принимают присягу, даже плачут, а потом встречаешь, а он уже и забыл про казачество.

Если казак принял присягу, то он принял присягу перед Господом Богом.

Казак – это воин за Веру Православную.

Лариса КОМРАКОВА