С кем не заговори сегодня о казачестве, в ответ услышишь примерно один и тот же, словно-бы «старательно» кем-то подготовленный и словно бы заученный большинством народонаселения, ответ: «…а как-же, знаем, проходили в школе… казаки-беглые холопы, веками оседавшие на Дону…». Можно услышать и ещё более экстравагантные суждения, не имеющие ничего общего с подлинными историческими реалиями, а зачастую звучит и такое вот, стойкое, недоброе суждение о казаках: «нагаечники, усмирители народных волнений, царские каратели». Тут важно отметить, что в былинные времена, казачество пополнялось в некоторой мере беглым, обездоленным людом. И беглые уходили в казачьи земли не напрасно: только там существовал простой и понятный закон- с Дона выдачи нет!
Да и как было русскому народу не взирать с надеждой на казачьи окраины, если там веками складывался понятный и справедливый порядок, если там была такая желанная, но такая запретная, для основной массы народа, воля. И всё-таки, сводить происхождение казачества к одним только беглым, а тем более–к поголовному «бандитствующему элементу», будет в корне неверно. В первую очередь, потому, что самое понятие «российское казачество» и шире, и объёмнее, приведённого выше толкования.
Казачество на Руси, закономерно выросло из форм государственного и общественного устройства, которые исторически складывались здесь. В этом многократно убеждаешься, когда знакомишься с трудами известных историков: Соловьёва, Костомарова, Ключевского, Щербины и многих-многих других. Все они, в своих знаменитых трудах по истории казачества, на основании неопровержимых свидетельств и доказательств утверждают, что зарождение казачества на Руси – явление не случайное, а напротив, — закономерное и уникальное. Великий русский писатель, автор романа «Война и Мир» граф Л.Н. Толстой, сам служивший младшим офицером во времена многолетней Кавказской войны с немирными горскими племенами и много общавшийся в быту с гребенскими (терскими) казаками, писал позднее о том, что «…народ желает казаками быть, потому что казачество, как форма жизни, как форма существования народа, как некий идеал народной жизни, является исконно русской народной чертой и особенностью». Вот так было в прошлом.
Ныне же подобные свидетельства о казаках «старательно» из нашей жизни и забыты, зато появилось немало «господ», которые меряют всю русскую историю и жизнь, исключительно по заморским меркам, заставляя и нас, ныне живущих, делать подобное, выдавая «заморскую» жизнь за некий эталон и образец для подражания. Навязываемое нам со времен царствования Петра Первого мнение о том, что якобы вот у них, у иностранцев, живущих за рубежами нашего Отечества, всё «здорово» и «замечательно», скорее всего, и есть ни что иное, как попытка заставить наш народ жить по чуждым правилам, предлагаемым ему «мировой закулисой». Заодно, наши недруги используют сегодняшний момент, попутно обвиняя нас в нежелании «реформироваться» в угоду всемирной глобализации. Поэтому, в сложнейших современных условиях, когда на протяжении почти целого столетия, наши «доброжелатели» заставили огромное большинство народа забыть свою подлинную историю, вопрос возрождения казачества, вообще осознания своей «русскости», становится вопросом духовной брани и собирания здоровых частей населения для будущего отпора врагам Отечества.
Особенно отчётливо должны понимать это обстоятельство те из нас, кто берёт на себя серьёзную ответственность, становясь во главе казачьих организаций–наши руководители-атаманы. Причём, на данном этапе это касается атаманов всех уровней, но особая ответственность лежит на войсковых атаманах. На их плечах лежит груз ответственности за судьбы людей, за судьбу казачьего движения. Не мной сказано: «кому много дано, с того много и спросится».
Необходимо восстанавливать казачью историю, традиции и обычаи. Ведь за века своего организованного существования, казачество оставило после себя немеркнущий след – мощную самобытную культуру, составляющую одну из сторон общерусской культуры. Взять из своего исторического наследия всё самое ценное и значимое, всесторонне развить и укрепить казачью идею, привить её к сегодняшним, остающимся ещё здоровыми, росткам народной жизни, и тем самым сохранить, возрождённое казачество в будущем. В этом и состоит главная задача потомков казаков на сегодня. Понятно, что вопрос сохранения казачества в нынешних условиях очень сложен и непрост.
Все мы, современные казаки, являемся свидетелями того, с каким огромным трудом, можно сказать, «через силу», нынешняя «элита», отводит возрождённому казачеству место разве что в самодеятельном фольклоре, напрочь закрывая для казаков, все иные, серьёзные, сферы деятельности. В то же время, как «грибы» растут различные национально-культурные автономии и национальные диаспоры.
Игнорируют тот факт, что казачество, как сказано в русском энциклопедическом словаре: «…есть одно из состояний русского народа», что оно «есть одно из древнейших установлений русской государственной жизни». Казачеству ещё надлежит стать таким в будущем, и иного для нас просто не дано. Процесс начала возрождения казачества начатый чуть более двадцать лет назад, был начат для восстановления исторической справедливости, реабилитации казачества как народа, восстановления исторически сложившихся форм самоуправления, традиций и культуры.
Однако, до сих пор, даже по той же самой линии культуры, казачество почти ничего не получает от государства в свою поддержку. И это несмотря на то, что казаки признаны репрессированным народом. Оно пострадало от репрессий и геноцида во времена большевиков в двадцатые-пятидесятые годы двадцатого века не меньше, а даже больше, чем другие репрессированные народы. Достаточно сказать, что уже в январе 1919 года были приняты первые, но далеко не единственные, акты советской власти репрессивного характера в отношении казачества.
Произошло насильственное упразднение территорий казачьих войск, уничтожение советским режимом более половины казачьего населения страны, что в соответствии с международными нормами, приверженцами которых является и «демократическая» власть в Российской Федерации, неминуемо должно привести в будущем, после установления подлинной русской национальной власти в России к признанию партии большевиков (коммунистов), под руководством которой и проводилось уничтожение русского народа и казачества, преступной организацией. Это в свою очередь, даст потомкам казаков повод для реституции – возвращению утраченного: воли, земель, имущества, зданий, архивов, исторических, атаманских регалий и.т.д.
К сожалению некоторые нынешние «демократы-реформаторы» крепко запомнили наставления Б.Н. Ельцина, сказанные им в начале девяностых годов: «…казакам всё обещать, но ничего не давать!». Вот и выходит, что власть ведёт с казаками «подковёрную» игру, которая ни на йоту не приблизила воскресшее из небытия казачество к подлинному и достойному его возрождению.
Исходя из всего сказанного выходит, что казачество должно стремиться к объединению и консолидации всех своих здоровых начал.
Контуры серьёзной народной организации, с учётом мнения которой в стране будут считаться любые политические силы. По этому пути казаков должны вести к объединению подлинные казачьи лидеры страстно желающие возрождения родного Отечества, в котором у казачества есть будущее.
В этом плане, создание в декабре 2012 года на рязанщине Совета атаманов – верный признак пробуждения большей части родовых казаков, участия в деле возрождения и укрепления позиций казачества на местах своего проживания.
Есаул Рязанцев»