Историки до сих пор спорят — где и когда возникли первые казачьи поселения. Одна из версий гласит, что родиной казаков было Рязанское Княжество
Казаки. При этом слове сразу вспоминаются кадры из «Тихого Дона»: бравый Григорий Мелехов с чубом, выбивающимся из-под фуражки, лихая атака конной лавы с шашками наголо, «майданный» круг, в центре которого важно восседают седоусые старшины. Еще на ум приходит знаменитый атаман Матвей Платов, герой Отечественной войны 1812-го года, взявший в битве под Лейпцигом в плен 15 тысяч вражьего войска. Другие ассоциации: полотно Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану», шаровары с лампасами, песня «Любо братцы, любо!» и поговорка «Терпи казак — атаманом станешь!». Но первым делом, конечно же, перед глазами встает колоритнейшая фигура одного из героев Н.В. Гоголя — Тараса Бульбы.
Вольная республика Сечь
Полковник Тарас — эпическая глыба и матерый человечище, яркий, крепкий и по-украински солнечный персонаж. Какой разительный контраст с нездоровыми типажами чиновников, населяющих чахоточный гоголевский Петербург! Красная свитка, синие шаровары, орлиный взор, грудь колесом, в одной руке дымящаяся табачная «люлька», в другой — чарка горилки. Голова гладко выбрита, с затылка свисает оселедец, а на боку блестит драгоценными каменьями добытая в бою турецкая сабля. Вот он — Тарас Бульба. Литературный эталон настоящего, 100%-го казака, который лучше пойдет на дыбу или сгорит в костре, нежели чем предаст товарищей.
Тарас был сечевиком, то есть относился к числу воинов «лыцарства Запорожской Сечи», располагавшейся в нижнем течении Днепра. Тамошние казаки имели собственное выборное правительство — во главе стоял кошевой атаман, осуществлявший административную, военную и судебную власть и имевший право вступать в дипломатические отношения с Русским, Польским, Турецким государствами, далее вниз по рангу шли есаулы, писаря и куренные атаманы. Для решения важных вопросов собиралась Рада.
В военное время запорожцы совершали рейды на территорию Польши, рубились с гайдамаками, грабили еврейские местечки, плавали на челнах опустошать богатые города Туретчины. Но кроме турок, крымских татар и «ляхов» у сечевиков был еще один серьезный противник — Москва, на протяжении столетий стремившаяся подчинить своевольное, пестрое и буйное воинство Запорожья. Отсюда проистекает нелюбовь сечевиков, да и всех украинских казаков того периода, к «москалям». При Петре I запорожцы гнули свою линию и ради того, чтобы отстоять независимость, даже пошли на сговор со шведами. Царь пытался их улестить и задобрить щедрыми подарками, но тщетно. В результате Сечь была разгромлена, но вскоре возродилась вновь — уже в другом месте. Так продолжалось несколько раз, пока уже при Екатерине II «запорожский вопрос» не был окончательно решен: Сечь уничтожили, а ее территорию присоединили к Новороссийской губернии.
В России же были образованы казачьи войска, несущие службу государю, покорявшие новые земли и охраняющие границы. К началу XX века насчитывалось 11 казачьих войск — Терское, Кубанское, Донское, Забайкальское, Уральское, Семиреченское, Оренбургское, Астраханское, Сибирское, Амурское и Уссурийское.
Рязанская «прародина»
У историков существует две противоположные точки зрения на вопрос о происхождении казачества. Первая, популярная на Украине, гласит, что корни — на Запорожье. Вторая, которую яро поддерживали отечественные казаки XIX века и которую пропагандируют их современные последователи, утверждает: первоначальной родиной казачества являются пограничные крепости, располагавшиеся на южном порубежье Руси. Большинство этих поселений территориально относились к Рязанскому княжеству и граничили с Диким полем — степями, кишевшими воинственными племенами кочевников.
В «Древней истории казачества» (автор Савельев) говорится, что казачьими городками тех лет были Епифань, Данков, Шацк, Михайлов, Пронск, Ряжск. Их населяли молодцы, умевшие хорошо обращаться с оружием и закаленные в частых стычках с татарскими воинами. Этот бесстрашный люд не только охранял окраинные земли, но и сопровождал купеческие речные караваны, ходившие с товарами по Дону от Данкова до Азова.
Само слово «казак» — тюркского происхождения. В Орде казаками называли рядовых конных татарских воинов, лихих наездников, удальцов. Как оно пришло к нам? Многие боевитые обитатели рязанского Пограничья по торговым и дипломатическим делам бывали в Степи и, сталкиваясь с ордынцами, переняли у них это понятие. Либо сами степняки стали так называть служилых с русских южных границ, а спустя какое-то время название распространилось по всем русским городам и весям.
«Зародыш» Войска Донского
Любопытный факт: первое письменное упоминание о казаках, по свидетельству Ключевского и других видных историков, относится к Рязанщине. В летописях за 1444-й год сообщается, что царевич Мустафа со своим улусом кочевал в рязанских степях. У татар произошел ряд стычек с местным населением, те пожаловались, и в конце концов московский князь Василий Темный прислал свое войско. К москвичам присоединились и местные отряды: «и приидоша на них мордва на нартах с сулицами, и с рогатинами, и с саблями; а Казаки Рязанские такоже на нартах с сулицами, и с рогатинами, и с саблями з другия стороны». Под «мордвой на нартах», скорее всего, имелись ввиду мордовские воины-лыжники. Как пишется далее, завязалась жестокая сеча, в которой «много Татар избиша и самого салтана Мустафу убиша».
Правда, ряд исследователей отмечает: победа в том сражении досталась нашим землякам чересчур легкой ценой — воины Мустафы сильно померзли и ослабли во время суровой зимовки, большинство коней пало, и татар разбили играючи, «на раз-два».
В тех же документах пишется и о наказе великого князя Ивана III в 1502-м году рязанской княгине Агриппине: «Твоим служилым людям и городовым Казакам быть всем на моей службе, а кто ослушается и пойдет самодурью на Дон в молодечество, их бы ты, Агриппина, велела казнити».
Как видим, уже тогда зародилась тенденция — рязанские городовые казаки, несшие службу на в городках-крепостях Пограничья, периодически самовольно («самодурью») покидали свой гарнизон и уходили на вольные земли Дона-батюшки. Из-за постоянного оттока воинов охрана Засечной Черты, проходившей через Рязанское княжество, заметно ослабевала, что, естественно, не могло не тревожить Москву.
Но куда интересней, что именно казаки из окраинных городков-крепостей, главным образом — рязанских, стали основывать на Дону, в вольных степях, военные поселения.
Явились ли они «зародышем» будущего Войска Донского? Вопрос сложный и спорный. Согласно одной из трактовок старых летописей, еще в 1380 году донские казаки преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. Это указывает на то, что на Дону в это время уже складывалась община людей, которая могла стать зерном Донского казачества…
Впоследствии кочевые «таборы» донской вольницы обрастали крестьянами, сбежавшими из Центральной России, вольными и лихими людьми, имевшими проблемы с законом и надеявшимися на новом месте начать новую жизнь, выходцами из других пограничных областей. Затем образовавшаяся военная «коммуна» с самоуправлением присягнула на верность царю Федору Иоанновичу, и вплоть до 1716-го года Россия вела отношения с Областью Войска Донского через Посольский приказ — как с самостоятельным государством. А за несколько лет до этого, в 1702-м году, царь Петр I своим указом переселил рязанских городских казаков, ставших к тому времени в военном отношении ненужными (границы Империи значительно расширились), из бывших порубежных крепостей в низовья Дона, туда, куда их предки за столетия до этого бежали «самодурью».
Казаки с верховьев Дона
Их основным занятием была воинская служба, и жили они обособленными военными поселениями на просторах Дикого Поля, вплотную примыкавшего к Рязанским землям, исповедуя в основном православие. Правители Орды отличались веротерпимостью, но всё изменилось с принятием ордынской верхушкой мусульманства (начало XIV века). Христиане стали покидать Поле, и уходившие из Орды казаки оседали в верховьях Дона, входивших в Рязанское княжество, а также на Рязанском порубежье. С распадом Золотой Орды (конец XIV-начало XIV вв.) приток казаков в пограничные русские земли резко усилился. Не знавшие иного ремесла, кроме военного, казаки охотно поступали на ратную службу к русским князьям. В последующем в русских летописных сводах о рязанском казачестве упоминалось ещё не единожды После того, как в 1521 году Рязанское княжество подчинили себе московские государи, они стали заботиться о том, чтобы уберечь свою землю от набегов. С этой целью по берегу Оки начала строиться укрепленная засечная черта, в которой очень важную роль играл являвшийся крепостью Переяславль-Рязанский. Гарнизон города составляли большие военные силы — казаки, стрельцы, пушкари, затинщики, воротники и т. д.
В пограничных городах-крепостях, в том числе и в Переяславле, служилые казаки селились отдельными слободами. Как категория служилых людей городовые казаки существовали ещё во времена самостоятельного Рязанского Великого княжества. Так, в грамоте Ивана III рязанской княгине Агриппине (Аграфене), датированной 1502 г., говорится: «Твоим городовым казакам быть всем на моей службе». Городовые казаки получали от правительства за службу земельное, денежное и хлебное жалованье. Они находились в ведении Стрелецкого приказа. С самого начала служба городовых казаков носила регулярный характер, а при Иване Грозном, равно, как и полковых, и вовсе полностью регламентировалась специальным уставом. Конные городовые казаки должны были иметь «по два коня добрых или к коню мерин добр», приобретать за свой счет саблю, седло и «рушницу» (вид огнестрельного оружия). Они обеспечивали оборону города при нападениях степняков и по приказу выступали в поход для отражения прорыва вражеской конницы через укрепления засечной черты, а также выполняли функции по охране правопорядка внутри города. Казацкий голова (атаман) непосредственно подчинялся городовому воеводе или осадному голове.
Служилых людей на границе с Диким Полем постоянно не хватало, и в казаки «прибирались» посадские люди (горожане), крестьяне и дети боярские (категория феодалов). Кроме того, согласно документам, в Переяславле постоянно проживали донские, терские, яицкие, запорожские (черкасы) и другие вольные казаки.
Летом 1695 г. городовые казаки из Переяславля-Рязанского принимали участие в первом Азовском походе Петра I. Служилые люди Переяславля, численно преобладая над другими категориями населения, составляли подавляющее большинство и среди владельцев торговых заведений. Все они получали жалованье за службу, а торговлей и ремеслами занимались в свободное от службы время с целью получения дополнительного дохода, что неоднократно фиксируется в писцовых книгах тех времен (XVI-XVII вв.). Торг находился за Рязанскими воротами, на посаде, за речкой Лыбедью, а проживали переяславльские казаки в Стрелецкой слободе. Казаки проходили службу и проживали не только в столице княжества (впоследствии главном городе уезда) — Переяславле-Рязанском, но и в городах, считавшихся рязанскими — Михайлове, Пронске, Ряжске, Скопине, Сапожке, Шацке, Кадоме, Касимове и других, защищая засечную черту Русского государства и выполняя иные воинские повинности, взятые ими на себя добровольно.
С прекращением угрозы набегов кочевников и утратой в связи с этим засечной чертой своих функций рязанские городовые казаки оставались на своих местах до 1702 г., после чего император Пётр I часть из них переселил в низовья Дона. Многие полковые и городовые рязанские казаки были переведены в так называемые войска нового строя, которые стали создаваться в виде солдатских, рейтарских, гусарских, драгунских и мушкетёрских полков. Значительная их часть была расквартирована в Рязанском крае. Некоторая часть казаков была переведена в разряд крестьян-однодворцев. Однако спустя столетие из умов людских видимо ещё не выветрилась память о том, что именно на Рязанщине зародилось служилое казачество, и казаки вновь появились в описываемых местах. Видимо, с учётом исторических традиций, упраздненное рязанское казачество было восстановлено в качестве ополчения для участия в Отечественной войне 1812 года. В ходе неё рязанцы прославились своим героизмом в сражениях против наполеоновских войск, проходивших на территории Германии, и дошли до Парижа. Впоследствии в разные годы в нашем городе были расквартированы поочерёдно 15-й, 21-й и 11-й Донские казачьи полки. Таким образом, многие из коренных жителей города Рязани и Рязанской области генетически являются хотя бы косвенными потомками казаков.
В настоящее время в Рязани дислоцируется прославленный 137-й Гвардейский Рязанский ордена Красной Звезды воздушно-десантный полк Российской Армии, которому переданы все регалии и права Кубанского казачьего парашютно-десантного полка, лихо сражавшегося с врагами во время великой Отечественной войны.
Немалый вклад в развитие города и области делает и современное возрождённое рязанское казачество. Начало этому положила общественная организация «Союз рязанских казаков», образованная в 1992 году. В нее вошли потомки природных казаков и лица, разделяющие цели и принципы казачьего движения. СРК послужил первоосновой для образования других казачьих организаций города и области, в частности, его правопреемником может смело себя считать Рязанский казачий округ, созданный в 1998 году.
За прошедшие более 20 с лишним лет казаками был осуществлен ряд мероприятий, вызвавших неподдельный интерес рязанцев. Особенно успешными оказались те из них, которые были проведены совместно с властными структурами. Так, в 1994 году возле войскового храма рязанского казачества — церкви Спаса на Яру — был установлен Поклонный крест в ознаменование 550-летия первого упоминания в русских летописях о рязанских казаках. Но, к сожалению, вмешалась политика и в 2019 году крест был самовольно перемещен местными властями в другое место.
С благословения архиепископа Рязанского и Касимовского рязанские казаки регулярно принимают посильное участие в охране и восстановлении православных храмов на территории города и области.