ЦКВ: взаимодействие с РПЦ

Монастырь ещё называли казачьим, поскольку в строительстве принимало участие донские казаки: «они-де издавна тот Чернеев монастырь всем войском Донским и доныне строят и многие вклады дают», — писал в 1663 году атаман Осип Петров. К концу XVII века Матфеевой пустыни уже принадлежало более 600 крестьянских дворов, пахотные земли, обширные лесные угодья, сенокосы, рыбные ловли. Монастырь богател преимущественно благодаря вкладам донских казаков: возвратившись из похода, казаки просили на кругу Войска Донского разрешения отправиться на богомолье, «обещаясь помолиться в Москве Московским чудотворцам и великому чудотворцу Николаю в Чернеевском монастыре».

Первоначально, в сношения с Московским государством монастырь входил через Черкасский казачий круг. С 1686 года монастырь отошёл к Тамбовской епархии. Казакам впредь запрещалось вмешиваться в дела обители и принимать кого-либо из её насельников у себя на Дону, но разрешалось делать вклады в Чернеевский монастырь, посещать его, а при достойном поведении — постригаться там в монашество.

Её настоятелям с давних пор было присвоено звание архимандритов. В 1725—1764 годах к монастырю был приписанВышенский Успенский монастырь. В 1764 году оставлен за штатом, а в 1819 году вновь стал штатным.

Он числился, по расписанию, в 3-м классе, и имел братии до 30-ти человек.

Монастырь с 1912 года был женским. Настоятельницей монастыря была игумения Маргарита. Количество сестёр монастыря достигало 40 человек.

В 1926 году монастырь был закрыт, пребывание сестёр в нём было запрещено, однако монастырский храм продолжал действовать до 1936 года.

После закрытия храма монастырь был передан местному совхозу для использования в жилищно-бытовых целях; внутри соборного никольского храма разместили зернохранилище, а в пристройке к храму — мельницу; в храме Казанской иконы Божией Матери находились магазин и склад, а на верхнем ярусе колокольни был установлен водонапорный бак. В братских корпусах жили простые рабочие, а в одном из зданий было правление совхоза.

В 1970 году монастырь был передан на баланс Желанновского краеведческого музея, директор которого — Николай Илларионович Панин — стал осуществлять посильную реставрацию зданий монастыря.

В 1991 году монастырь был передан Русской Православной Церкви для возобновления монашеской жизни и Богослужения. Первым настоятелем (вновь мужского монастыря), в 1991—1993 годах, был игумен (ныне архимандрит) Феодосий (Агапов); затем — игумен Пимен (Боханов); с сентября 1998 года — Феофан (Данченков).»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *