Д.И. Иловайский родился в городе Раненбурге Рязанской губернии (ныне г. Чаплыгин Липецкой области). В первой половине XVII в. при создании Белгородской засечной черты в этой местности было основано сторожевое поселение воинских людей, в том числе казаков, под названием Усть Становых Ряс под Слободским Липягом, впоследствии переименованное в с. Слободское, а в дальнейшем – в Раненбург.
Род Иловайских имеет отношение к известным дворянским родам донских казаков, но ведёт своё происхождение из мещёрского города Темникова (ныне находящегося в составе Республики Мордовия). В настоящее время в местности, где находилась эта крепость, проживают татары-мишари, которые в прошлом не раз пополняли гарнизоны городовых казаков. Неслучайно в фамилии Иловайский угадываются восточные влияния: слово «ил» в тюркскихих языках обозначает «народ», «люди» . Эти факты можно учитывать при рассмотрении научного творчества историка.
В своём известном труде «История Рязанского княжества» Д.И. Иловайский отвёл место и рязанским казакам. Так, он пишет: «В 1444 г. пришёл на Рязань царевич Мустафа с многочисленной татарской ратью, пограбил волости и сёла, и, остановившись в степи, послал сказать рязанцам, что они могут выкупать у него пленников. Те действительно их выкупили. Вскоре Мустафа опять пришёл в Рязань с миром и с намерением провести в ней зиму, потому что в степи оставаться было невозможно; осенью она вся погорела пожаром; зима настала самая жестокая с глубокими снегами и сильными вьюгами; лошади татарские попадали от бескормицы, а всадники мёрзли от холода. Мустафа, неизвестно почему, был впущен в Переяславль-Рязанский без сопротивления; татары его расположились отчасти в городе, отчасти в окрестностях. Когда узнали о том в Москве, Василий Тёмный послал на Мустафу воевод Василия Оболенского и Андрея Фёдоровича Голтяева со своей дружиной, к которой присоединился отряд мордвы на лыжах. Рязанцы выслали царевича из Переяславля, и он, кое-как укрепившись на берегу Листани, вёрстах в десяти от города, приготовился к отчаянной обороне. Нападение произведено было с двух сторон: с одной московская пехота, вооружённая ослопами, топорами и рогатинами; с другой мордва и Рязанские казаки (выделено Д.И. Иловайским) на лыжах с копьями, рогатинами и саблями. Сопротивление, оказанное татарами достойно было лучших времён их славы. Цепенея от холода, лишённые возможности бросать свои меткие стрелы, они защищались рукопашным боем, резались крепко и не сдавались в плен; наконец, подавленные числом неприятеля, большей частью были перебиты, а сам Мустафа пал в сече со многими мурзами…».
Упоминание о рязанских казаках относится и ко времени управления княжеством великой княгини Агриппины (Аграфены): «Иван III, отправляя обратно турецкого посла в начале XVI в., наказывал Агриппине Рязанской, чтобы она дала ему провожатых сотню и более, да на сотню накинула бы десятка три своих казаков (выделено Д.И. Иловайским); кроме того деверь её князь Фёдор должен был от себя выставить ещё 70 человек»
Далее Иловайский предпринимает попытку классифицировать казаков как разновидность служилых людей, используя для этого текст летописей и княжеских наказов: «Всем известно, что городовых казаков не должно связывать ни с донскими, ни с волжскими, ни с кайсаками, известными у татар. К какому же разряду мы отнесём таких людей, которые под именем рязанских казаков являются в битве с царевичем Мустафой под 1444 г.? Вооружение их на этот раз составляли копья, рогатины и сабли; но по причине глубокого снега они действовали на лыжах. По всем признакам это было лёгкое войско, которое противуполагалось пешей рати. Другое известие о рязанских казаках находим в наказе Ивана III. Из слов «на сотню десятка три своих казаков понакинь», можно заключить, что эти люди принадлежали именно к городовому (станичному) служилому сословию. Тут же, несколько ниже, казаки противуполагаются лучшим ратным людям: «и ты бы у перевоза десяти человеком ослободила нанявшись казаком, а не лучшим людям ратным». Далее Иоанн приказывает ратным людям сопутствовать послу только до Ряской переволоки: «а ослушается кто и пойдёт самодурью на Дон в молодечество (выделено Д.И. Иловайским), их бы ты, Аграфена, велела казнити». О каком же молодечестве говорит Иоанн, как не о донских казаках? Эти два известия, летописи и наказа, подтверждают то мнение, что в XV веке с одной стороны образуется в Рязанском княжестве особый класс служилых людей из передовой украинной стражи; а с другой — в придонских степях собирается вольница из русских беглецов – разбойников».
Следующее упоминание о казаках в трудах Иловайского датируется уже значительно поздним временем. Речь идёт о событиях, современных историку. В 1877 г. Д.И. Иловайский в разгар национально-освободительной борьбы против османского владычества побывал в Болгарии, где посетил дивизию прославленного генерала рязанского происхождения М.Д. Скобелева. О российском воинстве, в частности, о казаках, Д.И. Иловайский впоследствии вспоминал в своих заметках: «Князь Имеретинский от имени Скобелева М.Д. любезно пригласил меня явиться к пяти часам в главную квартиру шестнадцатой дивизии, которой командовал Михаил Дмитриевич Скобелев. Меня поручили начальнику конвоя казацкому полковнику, и он на ночь дал мне приют в палатке одного из своих офицеров. Лошадь моя между тем пользовалась обществом конвойных казацких коней. Мне дали в провожатые двух казаков…
…Сначала я поехал со своими казаками на левый фланг нашей армии…
…Помнится, казаки не повели меня на крайний пункт левого фланга, отзываясь, что там слишком близко от турецких траншей, и что неприятельские стрелки как раз снимут (с седла) моё благородие (при начале отъезда старший казак вежливо осведомился о том, как следует ко мне обращаться: «ваше благородие» или «ваше высокоблагородие»?)… Узнав, что я уезжаю в ту же ночь, Михаил Дмитриевич несколько раз предлагал мне остаться в его лагере и побыть с ними дня три-четыре. Генерал дал мне казака в провожатые до Порадима (населённый пункт в Болгарии – И.Ф.), и я распрощался с дорогим хозяином»
Таким образом, крупнейший российский историк Д.И. Иловайский тоже внёс свою лепту в развитие исторической науки, затрагивающей тему казачества.
И.А.Филатов