АТАМАН ОЛЕГ ДЕШЕВЫХ РАССКАЗАЛ, ЗАЧЕМ РЯЗАНЦЫ ВЕРСТАЮТСЯ В КАЗАКИ

Поводом встретиться с Олегом Анатольевичем ДешевЫх (ударение в традиционных казачьих фамилиях ставится на последнем слоге) стал рассказ знакомого о том, что сразу несколько молодых мужиков из многоэтажки в Песочне записались в казаки. Возникли вопросы. С чего вдруг? Ладно, когда в казаки пишутся сельские люди, все-таки почти станичники. А тут горожане в третьем поколении. Зачем? Для чего? Что заставило? В поиске ответов корреспондент издательства «Пресса» обратился к атаману Дешевых. Ведь это именно к нему «записывались» новобранцы. Он тоже живет в рязанской многоэтажке. А в казачьем обществе «Листань», где он атаманом, состоят почти исключительно горожане.

Корни

Олег Анатольевич – казак потомственный. Вообще-то среди казаков не очень принято делиться на родовых и верстанных. Ты, главное дело, будь казаком в душе, служи Богу и Отечеству, слушай старших, не позорь честь казацкую и исправно неси службу, какой бы она ни была. А кто были твои дед и отец – дело второе. Но все-таки те из современных казаков, чьи корни – из хуторов и станиц, корнями этими немножко гордятся.

– Какая-то традиционная основа у современных казачьих обществ должна быть, – говорит Олег Дешевых. – А то недавно был случай: собрались молодые ребята в одном райцентре, решили создавать казачье общество. Пришлось с ними пообщаться. Спрашиваю: а чем заниматься будете? Старшой их говорит: «Детей учить, воспитывать». А сами про традиции, про казачество почти ничего и не знают. Вот и как судить? Хорошие ребята, с хорошими намерениями. Но какие из них казаки? Никто не запретит им, конечно, создать общину. Но люди будут их как воспринимать? Так что основа должна быть исконной, а иначе чем мы будем отличаться от ряженых, которых в прошлые годы много появлялось…

Сам Олег Анатольевич исконного казачьего уклада тоже не знал. Но понимает нутром, кровь-то – казацкая. Дед его по отцу, Григорий Пантелеймонович (чуете, Мелеховское имя-отчество у деда-то!), родился в станице, в Воронежской области. Молодым еще уехал в Москву. Воевал в Великую Отечественную, снайпером. Был весь израненный. Война для казака закончилась, когда он выстрелил одновременно с фашистским снайпером. Что стало с противником – неизвестно, а Григорию Пантелеймоновичу немецкая пуля попала в глазную впадину и застряла в черепе. Доктора в госпитале сказали, что удалять кусок свинца будут вместе с глазом. Снайпер отказался категорически. Так и вернулся с глазом, но с «ямой» под ним…

– Деда помню, – говорит Олег Анатольевич. – Любил меня, всегда ласково называл: внучок да внучок… Но он умер, когда я мальцом был, поэтому рассказов о станичной жизни или о войне я и не слышал от него…

Но кровь все-таки взяла свое. И в середине 90-х Олег Дешевых, одним из первых в Рязани, стал возрождать казачество.

Листань

Олег Анатольевич рассказывает, что сперва многие говорили: мол, где Рязань, а где казачество. В советское время о казаках если и вспоминали, то только в негативном ключе: душители революции, нагайками демонстрации разгоняли. Был, конечно, «Тихий Дон» и другая литература. Но ведь именно что Дон. Еще Кубань. Кто-то слышал про казаков Терских да Яицких. А тут Рязань…

– Даже сейчас мало кто знает, что первое употребление слова «казак» связано с Рязанью, а четверть века назад тем более не знали, – говорит атаман Дешевых. – А так оно и было: в 1444 году рязанский князь Иван Федорович, внук Олега Рязанского, заручившись поддержкой московского князя Ивана Темного и вождей мордовских племен, разбил тумены ордынского царевича Мустафы. Решающая битва была на речке Листвянке, недалеко от теперешнего Турлатова. И наши воины в летописи названы казаками. В память о битве казачье общество и назвали по речке Листвянке-Листани. Подробно эта история рассказана на страничке казачьего общества «Листань» в соцсети. Если интересно, зайдите: https://vk.com/kazakrzn Старничка весьма живая. На ней новости из жизни общества, фоторепортажи о праздниках и буднях, поздравления казакам и их казачкам.

Но вернемся к истории еще ненадолго. Вся Рязанщина так или иначе связана с историей казачества. По южным рязанским землям проходила Засечная черта, оборонявшая Русь от Дикого Поля. И с Доном связь была самая непосредственная. В Старо-Чернеевском монастыре под Шацком лечились и доживали свой век многие станичники с Дона, кто по какой-либо причине не имел семьи и родни. В Шацком районе и окрестностях топонимика тоже сплошь казацкая: Шевали Майдан, Большой и Малый Проломы, Шевырляй, не говоря уж о Казачьей слободе…

Заканчивая историческую тему, стоит упомянуть о цветах околышей и лампасов рязанских казаков. Сейчас наши станичники входят в состав Центрального казачьего войска, базирующегося в первопрестольной. У тамошних казаков цвет лампасов – краповый. У рязанцев цвет похожий, но все ж иной, Не красный, и не бордовый. Малиновый, пожалуй…

Служба

Рассказал атаман, что были в недавней истории рязанского казачества времена стыдноватые. Когда в Пощуповском монастыре порядок при большом стечении народа обеспечивали приглашенные казаки из Москвы и Подмосковья. Сейчас язанцы уже могут обходиться своими силами. В области есть несколько многочисленных общин, в том числе и реестровое Рязанское юртовое общество. Вот совместными усилиями казаки из юрта, и из «Листани», и из других обществ дежурят в Рождество, Крещение, на пасху и в другие праздники в монастырях и у храмов. Патрулируют городские парки во время массовых гуляний и светских праздников. В общем, в меру сил помогают в обеспечении правопорядка. И тут недоброжелателям казачества надо понимать: служат станичники не власти, и даже не государству, а именно Отечеству.

– Мы пока не входим в российский реестр, – говорит Олег Дешевых. – Почему? Несколько причин. В свое время мы организовались как станица. А по правилам в реестр может войти станичное общество, в котором не меньше 100 казаков. То есть ради включения в Государственный реестр мы должны либо спешно набрать недостающих казаков, либо перерегистрироваться в хуторское общество. Ни того, ни другого делать не хотим. Лучше войдем позже, но с достоинством и без спешки…

Жизнь

В этом, пожалуй, весь Олег Анатольевич Дешевых. Вхождение в реестр сулит общине некоторые преференции. Финансы, опять же. Но атаман «Листани» не гонится за благами, и в этом его поддерживают казаки.

Характеризуют Олега Дешевых и другие дела, пожалуй что, поважнее. Он не терпит несправедливости и не готов мириться с безобразиями. Ни в большом, ни в малом.

Недавно Олег Анатольевич, к ак он сам говорит, «закусился» с соседом по подъезду. Тот вышел с собакой на прогулку, а пес не дотерпел до улицы и сделал свое дело прямо у лифта. Это увидел Олег Анатольевич и попросил хозяина собаки убрать за питомцем. Тот заупрямился. Мол, завтра уберу, нынче надо срочно по делам съездить. А от самого перегаром за версту шибает. Ну, атаман, недолго думая, и перекрыл соседскому автомобилю выезд с дворовой парковки своей машиной, чтоб тот бед не натворил….

Шум вышел изрядный. На сторону собаковладельца встали некоторые соседи. Вызвали полицию. Не осталась в стороне супруга Олега Анатольевича, казачка, как он называет жену, Ольга Вадутовна. Тоже ведь кровь горячая, у нее отец – чеченец, военный летчик, а мама – казачка терская!.. В общем, пришлось звонить казакам, чтоб приехали, постудили горячие головы, привели кое-кого в чувство. И хотя потом были и набросы на вентилятор в соцсетях, и другие гадости в адрес атамана, через короткое время большинство жильцов дома разобрались, кто прав, кто виноват и где там собака порылась. Подходили к атаману, извинялись. А кто-то и в «Листань» решил вступить. Вот после этой истории и пошли разговоры, что в Рязани горожане массово в казаки пошли. Действительно, пошли, хотя и не сказать, что так уж массово…

Теперь о деле большом. Не смог Олег Дешевых пройти мимо совсем уж безобразного безобразия. В одном из сел Рязанского района родители в прямом смысле слова продавали собственных детей педофилу. За бутылку водки, за пиво… Многие об этом знали, но не вмешивались и в колокола не били. Что, мол, поделаешь, раз папа с мамой такие изверги. Олег Анатольевич, когда узнал, стал действовать. Ему говорили: «Тебе оно надо? Хлопот же не оберешься!» Но ему «было надо». В итоге педофил теперь – на пожизненном (скорее всего) излечении в специальной психиатрической клинике. Родители лишены прав, дети в детдоме. И еще в нескольких случаях атаман вмешивался. Сейчас на его личном волонтерском счету 11 ребятишек, переехавших из нечеловеческих условий в семьях в человеческие условия в детдомах…

Собственно, неравнодушие, стремление к справедливости – это и есть главный критерий, по которому оценивают в «Листани» кандидатов в казаки. И эти качества воспитывают в своих кадетах – будущих казаках, не достигших еще призывного возраста.

Традиции

Сегодня даже далекий от казачьих дел человек кое-что знает о некоторых традициях станичников. Что единственные сыновья в семье носили серьгу в ухе, и их командиры не посылали на самые опасные задания. Потому что если у казака не было наследника (дочерей при этом могло быть хоть два десятка), то после смерти его шашку ломали и бросали в могилу, потому что некому было передать…

Есть много такого рода традиций, собственно, и отличавших всегда казаков от представителей других сословий. Например, благоговейное почитание старших. Например, если что-то из сказанного на круге не понравится старейшинам (или священнику!), то они могут встать и уйти, без объяснения. И ВСЕ решения круга будут недействительными. Эту традицию блюсти нелегко, потому что старики ведь разные, до сих пор кто-то за «господ», а кто-то за «товарищей».

А телесные наказания? Выпил казак лишнего, уронил в грязь достоинство казачества – его и разложат на лавке, всыплют пяток плетей. И терпи, да еще благодари за науку.

– Свои же секут, поди, жалеют, не от души потчуют? – спрашиваю Олега Анатольевича. Он не соглашается:

– Ничего подобного, секут всерьез. Мы же не для красоты это делаем, а для воспитания!

А решение о наказании принимает, между прочим, атаман. И имеет право выписать сколько угодно.

– Да нет, мы же разумные люди, – говорит Дешевых. – Я больше пяти плетей еще никому не выписывал…

А так что ж, кто-то и не выдерживает, уходит. Не держат – вольному воля. Бывает, заявляют о желании перейти в другое общество. С такими атаман Дешевых дела иметь не любит. Присягали перед Богом одним, потом пойдут присягать другим. Это не по-казацки.

Кстати, только монахи и казаки приносят свои присяги в храмах. Больше никто: ни военные, ни спецслужбы, никто.

Могут из казаков и попросить. За потерю чести и дискредитацию казачества. За трусость. Если чего чужое взял, даже если плохо лежало. За непочтение к старшим. Да много за что, потому что – казак – это не только лихо заломленная кубанка да право носить шашку, когда одет по форме. Казак – это ответственность. Перед Богом. Перед Отечеством. Перед людьми.

Заповеди казачьего народа.
1. Казак человек вольный. Казак не посягает на свободу других людей.
2. Казак воин по духу и по плоти своей.
3. Погибай, а брата выручай.
4. Казаки все равны в правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы
Божии!»
5. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
6. По тебе судят обо всем народе твоем.
7. Служи верно своему народу, а не вождям.
8. Держи слово. Слово казака дорого.
9. Чти старших, уважай старость.
10. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
11. Будь трудолюбив, не бездействуй.
12. Береги семью свою. Служи ей примером.