Описание Г.К. Вагнером казачьих мест на Рязанской земле

Что интересно, в библиотеке Рязанского областного художественного музея хранится бюллетень кратких сообщений ИИМК АН СССР со статьёй «Деревянный барельеф XVI в. из с. Путятино Рязанской области» и с автографом самого Г.К. Вагнера: «Дорогой Елене Владимировне на добрую память о Музее от автора. Москва 21/1 60». Согласно мнению компетентных лиц, данную публикацию с собственной надписью Георгий Карлович подарил одной из тогдашних сотрудниц управления культуры Рязанской области. Как далее явствует из текста настоящей статьи, сообщение Вагнера напрямую касалось описания памятников духовной и материальной культуры в г. Михайлове и в с. Путятино на Рязанщине, в эпоху позднего средневековья в значительной мере населённых служилыми казаками, несшими охрану рубежей Русского государства.

В первой четверти XVI в. Москва окончательно ликвидировала Рязанское княжество и взяла на себя укрепление его южных рубежей. В то время «Рязанская Украйна» граничила с Диким Полем. До середины XVI в. из-за частых набегов кочевников тут не могло существовать постоянных поселений. В первой половине того же столетия здесь стали формироваться звенья будущей Засечной черты Московского государства. В 1566 г. Иван Грозный в течение месяца принимал работы, произведённые по её укреплению. Основная линия Засечной черты шла от Переяславля-Рязанского на Тулу и далее. Но и юго-восточнее, по линии Шацк-Ряжск, в степь была выдвинута дополнительная засека, соединённая с главной военными городками Михайловом и Пронском. Система лесных засек – завалов, частоколов, рвов, деревянных крепостей с постоянно дежурившими казачьими нарядами тянулась от Ряжска к Сапожку, далее к Шилову и через Путятино к Шацку.

В середине XVI в. были построены главные узловые крепости этой юго-восточной передовой линии. Иван Грозный вторично основал Михайлов, возник Шацк, был основан Ряжск. Несомненно, эти городки появились не на пустом месте, а в окружении уже ранее сложившихся пограничных поселений. Население приграничных городков в большей степени было военно-служилым, причём его жизнь регулировалась Москвой.

В связи с этим интересно отметить очень большое количество храмов, посвящённых в XVIXVII вв. архангелу Михаилу. В начале XVI в. новый Архангельский собор был построен в Переяславле-Рязанском, затем построили церкви Михаила в Туле, Михайлове, Шацке, Ряжске, Пронске. Около 50 храмов Михаила архангела, часть из которых датированы XVI в., разбросано вдоль южных окраинных уездов бывшей Рязанской губернии (Сапожковского, Данковского, Михайловского, Пронского, Скопинского). Видимо, это следует связать с сохранением здесь древней традиции, уходящей ко времени создания Засечной черты, когда культ архистратига Михаила – покровителя воинов – не мог остаться вне внимания её устроителей. Есть некоторые основания полагать, что и сам Иван Грозный, и митрополит Макарий имели прямое отношение к «идейному укреплению» Засечной черты.

Так, в соборной церкви г. Михайлова хранилась старая запись о том, что во время закладки Собора в 1551 г. найден образ архангела Михаила, который затем был отослан в Москву. В столице он был встречен Иваном Грозным и митрополитом Макарием, освящён и отправлен обратно в Михайлов, в связи с чем и собор и город получили своё имя. По данным некоторых старых источников, это был образ, резной из дерева, т.е., очевидно, такой же барельеф, как и барельеф из с. Путятино (см. ниже – И.Ф.). Согласно легенде, приведённой Карамзиным, при строительстве первого храма «был найден древнего письма образ архистратига Михаила… Воеводы немедленно уведомили о сём царя… (и) город Михайловом нарёкся».1 В соборе г. Михайлова хранился и второй резной – но на сей раз из шифера — древний образ архистратига, что свидетельствует о какой-то твёрдой местной традиции.

В 1549 г. Михайлов уже определённо стал укреплённым пунктом «украйной линии» Московского государства. Иван Грозный уделял военному городку немалое внимание, повелев воеводам Воротынскому и Головину построить и укрепить град. Возникший в далеко не спокойном месте, город Михайлов в руках восставших казаков пережил и Смуту. Видимо, Москва уже в те времена перекладывала большую долю обороны на плечи рязанцев, у последних же не было достаточных сил и средств, чтобы строить каменные кремли. В Михайлове, как и в Переяславле-Рязанском, были лишь деревоземельные укрепления. Михайлов – самый западный из рязанских пунктов «засечной черты». Этот городок, основанный в качестве сторожевой крепости, оправдал своё древнее предназначение, поэтому к его жителям можно проникнуться особым уважением. К сожалению, прекрасной классической архитектуры Покровская церковь в бывшей Казачьей слободе, построенная в труднейшую годину Отечественной войны 1812-1813 гг., в советские времена была уничтожена.

Южная рязанская «Украйна» играла очень большую роль в истории России. Здесь проходила граница со степью, откуда постоянно совершались набеги кочевников — любителей поживиться чужим добром. Совсем рядом были верховья Дона, где ранее русским удалось опрокинуть полчища Мамая.

В самом юго-западном углу Рязанской области, ближе к Дону, вспоминается пушкинское:

«Блеща средь полей широких,

Вот он льётся… Здравствуй, Дон!»

Здесь, у областной границы, на берегу Дона, приютилось село Воейково.

Если Михайлов характеризовался как старый «сторожевой» пункт, то в ещё большей степени таковым в Рязанском крае являлся город Данков (ранее – Донков). Он стоит на высоком правом берегу р. Дон, будучи «перемещённым» сюда после того, как перестал существовать старый Донков (Донково городище) при с. Стрешнево. Уже в XVI в. Данков приобрёл большое значение не только как «сторожевой» город, но и как один из центров судостроения в России. Этот город также славился конными ярмарками, и вовсе не случайно в его герб вошло изображение лошади.

Подобно Михайлову, Данкову, Раненбургу, город Ряжск тоже возник в своё время на южных рубежах Российского государства как один из сторожевых пунктов. Своё название он ведёт от Рясского поля, на котором был основан. К 1670-м гг. это был, вероятно, уже достаточно сложившийся укреплённый пункт. Ряжск, как и Шацк, был основан на линии «засечной черты».

Скопинский порубежный «Городок» («Острожек») упоминается с начала XVII в. Он тоже, подобно Шацку и Ряжску, входил в южнорусскую сторожевую систему.

Город Сапожок был основан по повелению Бориса Годунова также для защиты южных границ Русского государства от набегов кочевников Об этом свидетельствуют его старые деревянные укрепления, внутри которых находился древний собор, сочетаясь с земляным валом. Через Сапожок проходил и т.н. «Ногайский шлях», по которому со стороны южных степных водоразделов в военное время накатывались орды кочевников, а в мирные дни двигались посольства и купеческие караваны.

О ещё большей древности села Путятино говорит, отражая идеалы и характер занятий населения того времени, резанная из дерева большая икона Архангела Михаила, в своё время оттуда вывезенная и ныне находящаяся в Рязанском художественном музее. Этот барельеф датируется началом XVI в. Следовательно, в то время в Путятине существовал храм, из которого и происходит эта резная икона. Посвящение её архангелу Михаилу вполне понятно, так как архистратиг небесного воинства считался покровителем воинства мирского. Село Путятино также входило в оборонительную черту Древней Руси. Здесь тоже были укрепления, жил «сторожевой люд»,. Путятино находится в двадцати пяти километрах от г. Шацка, но ближе к Рязани, и связано оно с «шацкими воротами», ведь через него проходила Шацкая засека. Не исключено, что барельеф из с. Путятино мог быть надвратной иконой пограничного южного острожка. Святыня отличается живостью художественных черт памятников XV в., что позволяет приблизить её датировку к 20-30 гг. XVI в..

Близ Шишевского леса в районе села Глебово, в 3-4 км восточнее нынешнего села Путятино, стоял древний сторожевой пункт. Уже в XVII в. зона засечной черты стала густо заселённой и, наряду с другими населёнными пунктами, здесь находились такие селения-крепости, как, например, Чучково, а Пластиково упоминалось в рязанских грамотах ещё ранее. Следы засечной черты и по сей день сохранились в характерных топонимах этого края – Караулово, Казачья Слобода и др.

При описании рязанских «достопамятностей» Г.К. Вагнер ни разу не обошёл своим вниманием Протасьев Угол – место, связанное с жизнью и творчеством великих деятелей русской культуры. Это село Чучковского района Рязанской области (ранее – Сапожковский уезд Рязанской губернии) расположено в 6 км южнее Назаровки, небольшой станции на железнодорожной магистрали Москва-Самара-Челябинск. От Путятина до Протасьева Угла по прямой – через бывшие засечные леса, за речкой Тырницей – менее 15 км.

Выбираясь далее на Касимовское шоссе, нельзя миновать Шилова — также когда-то малого сторожевого городка. Что касается города Касимова, то до 1471 г. он назывался Городцом Мещёрским, или просто Городцом, и считался не рязанским, а московским. Суть в том, что он был пожалован московским князем Василием II Тёмным беглому казанскому царевичу Касиму, который стал нести охранительную службу на восточном рубеже Руси. Её продолжали осуществлять и преемники Касима и, таким образом, «касимовское царство» просуществовало до 1681 г..

Город Шацк построен на весьма примечательном в историческом отношении месте. Здесь когда-то начиналось «дикое поле», и отсюда степняки нередко нападали на Рязань и Москву. Для защиты от них в XVI в. и была устроена «засека» («засечная черта»), в которой «шацкие ворота» занимали ключевое положение. Ещё в XVII в. положение русских здесь было небезопасным. Заодно со степняками в этих местах безнаказанно действовали многочисленные разбойничьи шайки, так что военно-служилым людям приходилось всё время быть начеку.

Но на помощь воинской силе пришла сила духовная. В 1573 г. в восемнадцати вёрстах от Шацка, то есть ещё далее в «диком поле», был основан Николо-Чернеевский монастырь – своего рода форпост христианства. В условиях только что начавшейся колонизации края обитель быстро стала обладателем громадных угодий, а через сто лет после своего основания владела уже четырьмя сёлами. Интересно, что в сооружении Чернеевского монастыря принимало участие всё Донское войско, — он подчинялся казачьему кругу и считался «казачьим». Всё это придало Чернеевскому монастырю характер пограничной крепости.

Таким образом, не будучи по рождению казаком, Г.К. Вагнер по результатам своих поездок и исследований очень интересно, увлекательно, познавательно и довольно подробно рассказал о местах на карте Рязанской области, так или иначе исторически связанных с казачеством, о материальной и духовной культуре населения этих заповедных уголков нашего края.

И.А. Филатов

«

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *