Наиболее широкий размах строительство получило при Иване IV Грозном. Рязанцы вместе с московскими служилыми людьми воздвигали грандиознейшие по тем временам оборонительные сооружения «для бережения всего Московского государства, а не для девяти деревень от приходу крымского царя и ногайских людей». Эти линии протянулись более чем на тысячу километров от Путивля до Алатыря и предназначались для защиты границ от набегов кочевников. К 1566 г. строительство засечной черты было в основном завершено.
Засечные линии постоянно охранялись специальной стражей, соответственно называвшейся засечной. Оборона засек требовала немало служилых людей: казаков, стрельцов, пушкарей, затинщиков и т.п. Казаки и прочие воинские люди охотно шли служить на охрану засеки, так как их «испомещали землёю» и платили жалованье, в иных случаях «обеляли», то есть полностью освобождали от налогов.
Так уж сложилось, что в окрестностях Шилова проходили сразу три линии засек – Сапожковская (или Ряжская Липская), Ряжская Пустотинская и Шацкая (или Новошацкая). Первые две из них прикрывали Ногайский шлях. Ряжская Липская засека шла от р. Пары мимо сёл Желудёва, Константиновского, Заполья, Задубровья и др. На своём пути она встречала реки Бобровку, Непложу, Ярославку и пр. Ряжская Пустотинская засека шла от р. Пары мимо деревень Ухорской (или села Ухорь) и Жерновища, пересекая речку Ухорку. Новошацкая засека проходила мимо с. Тимошкина и заканчивалась около впадения р. Пары в Оку. Село Чёмбар (ранее называлось Чембор) возникло в результате переселения служилых людей, в т.ч. и казаков, из Сапожковского городища. Так что поселенцами данной местности являлись большей частью служилые засечные люди – преимущественно казаки – и здесь не наблюдалось никаких вторжений со стороны. Поэтому здешнее население долгое время (вплоть до 30-х гг. ХХ в.) характеризовалось одними этнографическими признаками – говором, одеждой, обычаями – и резко отличалось от двух других групп местных жителей – однодворцев и помещичьих крестьян. Не зря видно, знаменитый немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший Шиловский край в 1633 г., в своих путевых заметках оставил письменное свидетельство об изобилии в этих местах «казаков» (вольных людей). Казаки традиционно были приверженцами и защитниками православной веры – не зря их называли «воинами духа» или «воинством Христовым». Из писцовых книг 1627-1628 гг. и окладной книги 1676 г. известно, что служилые люди, в XVI—XVII вв. охранявшие рубежи Русской земли на территории нынешнего Шиловского района, в т.ч. и казаки, являлись прихожанами церкви Николая Чудотворца в с. Заполье и церквей Святой Богородицы и Николая Чудотворца в с. Ухорь. «