Мещерские казаки и города

После того, как княжество вошло в число московских владений, эти переселенцы составили первые пограничные части служилых казаков Московского государства. Расположенный между такими сильными и могущественными княжествами, как Владимиро-Суздальское, Рязанское и Московское, Мещёрский край никогда не имел политической самостоятельности. Им владело то княжество, которое в данный момент было более сильным и могущественным. Согласно летописям, возникшее в XIV в. Мещёрское княжество во главе с Александром Уковичем зависело от Рязани, правда, в таком статусе просуществовало недолго. Впоследствии оно во всём держалось Москвы и с Рязанью водило дружбу скорее дипломатическую. Дмитрий Донской приобрёл его у наследников этого князя и присоединил к Московскому государству.

XV в. внёс новые перемены в историю Мещеры — она отошла к Касимовскому царству (ханству), просуществовавшему до конца XVII в. Следует заметить, что Касимовское царство (ханство) полностью не охватывало Мещеру. С переходом в 1382 г. Мещеры в распоряжение великого князя Московского Мещёрский уезд существовал параллельно с Касимовским царством (ханством), подчиняясь непосредственно Москве. Со временем Мещера приобрела татарский облик и в течение XIV-XVI вв. оставалась в основном тюркско-татарской. Даже в условиях феодализма жившие в ней общины представляли собой сиcтему сообществ без феодалов. Такими, собственно, и являлись казачьи общины. Вообще, само слово «казак», по крайней мере, в те времена, существовало в тюркских языках в смысле «вольный человек». Поэтому можно смело утверждать, что на раннем этапе формирования общины донских казаков в её состав вошли мещёрские казаки, которые образовались из ордынцев, разбредшихся по рязанской земле.

Мещёрские (городецкие) казаки упоминаются в документах с 1491 г. Главные их силы были в порубежье с татарами, в том числе земля рязанская, верховья Дона. Так, в 1493 г. мещёрцы приходили воевать с турками к Азову. Постепенно выходцы из Рязанской земли, касимовские татары и мещеряки (жители Мещёрской области) стали селиться на берегах Дона и Волги. Эти люди, называвшиеся казаками, жили в укреплённых городках, построенных ими по берегам рек и на островах. Историки предполагают, что в 1549 г. основателем казачьих городков (станиц) на Дону был выходец из Мещеры Сары-Азман. Старинный русский историк В.О. Татищев в сообщении о происхождении донских казаков отмечает, что «начало сих казаков из дву мест: одни жили в Месчере по городкам, и главный город их был Донской (скорее всего, Данков), 16 вёрст ниже Тулучеевой, где ныне монастырь Донской, а когда царь Иоанн IV ногайских татар в Месчеру перевел, тогда оные казаки из Месчеры все на Дон переведены». Известный историк донского казачества В.Б. Броневский также сообщает, что «царь Иоанн Васильевич мещорских казаков, живших по разным городам, перевёл на Дон. По сему сих мещорских казаков и должно почитать родоначальниками донских казаков». Окончательную точку в этом вопросе поставил император Пётр I, также переселив в самом начале XVIII в. оставшихся казаков из Мещеры в низовья Дона.

Наиболее распространённой является версия, согласно которой топоним «Мещера» образован от этнонима «мещера», т.е. от названия народа, обитавшего ранее в этих местах. Он появился в летописных редакциях XV в., где употребляется как наименование одного из народов, живущих на р. Оке. С течением времени представление о Мещере как об области менялось. В древности это понятие включало в себя обе стороны бассейна среднего течения Оки, в левобережье — восточную часть Московского княжества, почти всю территорию Владимиро-Суздальского княжества, в правобережье — Рязанское княжество. Затем она разделилась на русскую и татарскую части — северная Мещера стала русской, а южная — татарской. В поздних редакциях летописей, относящихся к XV в., в официальных документах начинают появляться указания на мещёрские городки и Мещёрскую область. До сих пор остается невыясненным местоположение мещёрских городов: Мещёры, «городка на Мокше» и Кошкова. Город Мещёра впервые упоминается в летописях в 1393 г. Касимов был построен в 1449 г. неподалеку от г. Мещёры. Таким образом, г. Мещёра находился вблизи Касимова и лишь немного севернее его, как он и был обозначен на карте Антония Вида. В 1537 г. положение города следует фиксировать на месте нынешнего Старого Посада, отстоящего от центра современного Касимова на 2,5 км. Последнее дошедшее до нас упоминание о г. Мещёре датировано 1609 г. До построения в 1553 г. Шацка г. Мещёра сохранял значение административного центра Мещёрского уезда, в котором жили мещёрские наместники. С 1556 г. наместник из Мещеры (области) был переведён в Шацк. Что же касается города Мещёры, то он прекратил свое существование, слившись с Касимовым. Источники XVII в. о Мещёре более не вспоминают. Местоположение поселения, или городка Кошкова является важным для определения восточной границы Мещёрской волости. Выпись от 1662 г. из мещёрских писцовых книг называет в Кадомском уезде починок Енкаев (ныне с. Енкаево) под «Кошковым» на речке Велеземке, впадающей в р. Еремшу (Ермишь), приток Мокши. Если здесь был расположен древний Кошков, то границу Мещёрского княжества Александра Уковича можно было бы проводить по реке Еремше. В эпоху русской колонизации (XVI-XVII вв.) под Мещерой имелась в виду сравнительно небольшая территория, расположенная на крайнем южном изгибе среднего течения р. Оки, включавшая лишь низовья рек Мокша и Цна. В дальнейшем Мещера расширялась в юго-восточном направлении, охватывая бассейны рек Цна и Мокша, верховьев Дона. Учитывая важное стратегическое значение Мещеры, на этой территории, кроме Касимовского уезда, были учреждены Кадомский, Елатомский, Шацкий, а также Темниковский уезды, хотя мещёрские татары обитали и в верховьях Дона, Цны, Суры, в бассейнах рек Мокша, Битюг, Хопёр. По данным писцовой книги 1616-1617 гг., Шацкий уезд в качестве Подлесского стана входил в Мещёрский уезд. Мещёрская украина — пограничная территория рязанской земли в междуречье Оки, Мокши и Цны — в XVI в. постоянно подвергалась набегам крымцев, казанцев и ногайцев. К примеру, 26 декабря 1550 г. «и ишли войною ногайские мурзы… со многими людьми на Мещёрские места…»

Мещёрские татары были известны задолго до образования Касимовского царства (ханства). Упоминаются они чаще всего под названием мещёрских казаков. После образования Касимовского царства (ханства) они локализуются в Кадомском и Шацком уездах. Их не следует смешивать с касимовскими (городецкими) и темниковскими служилыми татарами. Среди них не было князей и мурз, характерных для касимовских и темниковских группировок и старокадомских татар. Казакование служило не только значительным источником существования, но и способствовало признанию боевых качеств мишарей. О своеобразии Мещеры в этом отношении говорит тот факт, что здесь отождествлялось два, казалось бы, разных понятия — «татары» и «казаки». Под 1515 г. известно письмо «диздара» (турецкого коменданта) Азова к Василию III, где он жалуется на «мещёрских козаков», которые «близко от Азова» захватили в плен трёх азовцев. Никоновская летопись под 1551 г. сообщает об участии полковых казаков из Мещеры в экспедиции на Казань. «А изъ Мещеры, — говорится в ней — послал государь Полем пеших казаков на Волгу Севергу да Ёлку, а с ними 2500 казаковъ и велел им, пришедше на Волгу, суды поделати и поити вверх по Волге воевати казаньских мест». В самом начале Ливонской войны на театр военных действий были направлены в т.ч. и «конные казаки мещёрские» в приборе своего «казацкого головы» Ивана Безкудникова.

В XVI в. служилыми татарами и казаками в Мещёрском крае, расположенном по рекам Оке, Мокше и Цне от Касимова до Темникова, распоряжался особый Мещёрский приказ — центральное правительственное учреждение в Москве. В Мещере существовало два разряда казаков: вольные и городовые. Но все они по происхождению в основном были тюрками (татарами). По традиции служилые татары назывались казаками городовыми или выезжими (выездными) и принимали на себя тяжёлые повинности военных людей постоянно быть готовыми к походам, станичной и сторожевой службе, иметь боевых коней и необходимое снаряжение, хотя очень трудно было совмещать военную службу с крестьянским трудом. Известно, что в те времена мещёрские дети боярские служили атаманами и сотниками у казаков. Например, об этом сообщает Мещёрская десятня 1556 г.: «Мещеряне ныне они в приказчиках у Мордвы, и у засек, и у казаков в атаманах и в сотниках у казаков. Атаманы казачьи: Здешний Игнатьев сын Жуков, Булатко Дмитриев сын Месоедов; сотцкий (сотник — И.Ф.) казачий на Шаче Гриша Морозов сын Борисов. Видимо, спецификой казачьей жизни обусловлены крупные размеры селений и их незаметное расположение в ложбинах. Многие из малодворных поселений располагались в лесах, недалеко от трактовых дорог и, вероятно, первоначально выполняли функции сторожевых, дозорных пунктов, охраняя мещёрские земли от внезапных набегов кочевников, о чём свидетельствуют предания и названия отдельных поселений. Городовые казаки составляли четвертый разряд русской конницы. Они наделялись поместными землями, будучи обязанными по первому требованию быть готовыми к походу. Земли им давались большей частью в пограничных местах, где всегда нужны были люди для защиты от внешних нападений. К такому разряду и относились поместные казаки мещёрских мест. Процесс образования городовых казаков начался еще в годы, предшествовавшие походу Ивана Грозного на Казань, усилившись в ходе создания оборонительной линии вдоль р. Алатырь. К сторожевой и станичной службе привлекались татары-мишари, хорошо знавшие степные места и повадки ногайцев. Так, в 1570 г., во времена правления Ивана IV Грозного, мещёрские сторожи были расписаны следующим образом: «1) Стоять в поле. Из Алаторя 6 детей боярских и 12 казаков. Из Темникова, Кадома и Шацка 12 детей боярских и 22 человека из татар. А всего казаков 50, татар 135. 2) Станицы поле жгут. Из Мещёры поле жечь. От Шацкого города до Каменного брода. 3) За отличную службу в стороже к 20 четвертакам, по три рубля жалованья». С 1571 г. в Мещере для охраны засек города-крепости делились на два разряда. Города первого разряда — Алатырь, Темников, Кадом, Шацк, Арзамас — находились на границе, обеспечивая станичную и сторожевую линию. Города второго разряда — Нижний Новгород, Муром, Касимов — высылали наряд на передовую в случае набега кочевников. На передовой линии для разъездов и стражи были служилые люди из казаков, большей частью мещёрских татар. Выписка из Мещёрских десятен гласит: «На Темьниковской засеке сотник Иван Дмитриев сын Пятин. В чужих сторожах Кадоме, Темникове Рюма Угримов сын Протасьев»… Свои маршруты мещёрские станицы начинали с пьянских мест, углубляясь далеко в степь. В 1574 г. Иван Грозный поручил охрану Мещёрской стороны боярину Никите Романовичу Юрьеву. Это был дед первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Никита Юрьев увеличил число стражников и «стоялых голов» и, значительно продвинувшись вперёд, приступил к созданию новой линии укреплений и засек. Для «мещёрских сторожей» границы засек, а также обязанности стражников и «стоялых голов» были определены так: «Вторая сторожа — на реке Шокше меж Суры и Мокшанского лесу; а сторожем на ней стояти из Кадома да из Темникова… татарам да мордве, а из Олатора казакам; а беречи и им розъезжати направо до Мокшанского лесу, до речки Киси, верст с 20, а налево от Усть-Шокше речки к Суре верст с 40. Третья сторожа — верх речки Ломовой; а сторожем на ней стояти шти человеком из Кадома да из Темникова, из города по три человека; а беречи и им разъезжати налево, до Мокшанского лесу верст с 60, а направо разъезду нет. Четвертая сторожа — верх Ваду, а сторожам на ней стояти из Кадома да из Темникова шти человеком, из города по три человеки, а беречь им и разъезжати через Вадовскую и Идовскую дорогу до Ломовских сторожей». Таким образом, жители населённых пунктов Цнинско-Мокшинского края были постоянно готовы к отражению нападений прорвавшегося через засечные укрепления противника, выставляли караулы на дорогах, переправах, сакмах и перелазах, ремонтировали и «подправляли» засеки, вели разведку близлежащей местности. Уже в царствование Фёдора Иоанновича мещёрским казакам приказывалось «ездити вниз по Дону к Клеткам до Переволоки волжинской (близ нынешней станицы Кобылянской) и ниже, где ходят ногайские люди в Крым и из Крыма в Ногай». Иногда рязанские и мещёрские станицы посылали вниз по Дону до Кумшацка и Раздоров Донецких. Таким образом, все степное пространство между границами московских владений и землями донских казаков охранялось дозорами служилых казаков, которые держали непосредственную связь с донскими казаками.

Мещёрским казакам принадлежит огромная роль в освоении новых восточных земель, прежде всего, междуречья Оки и Суры. Мещёрские сторожи и станицы были призваны предотвращать нападения ногайских орд на новые уезды — Алатырский и Арзамасский. С началом наступления на восток — в Среднее и Нижнее Поволжье — практикуется отправка в эти места мещёрских казаков. В ходе русской колонизации Мещера приросла новыми мещёрскими городами в Нижегородском Поволжье. Поэтому в 20-е гг. XVII в. Арзамас, Алатырь и Курмыш, так же, как Темников и Кадом в официальных документах назывались мещёрскими городами (уездами). Здесь и расселились мещёрские казаки, составившие значительную часть поместных войск новых уездов. Так, в 1611-1612 гг. жалованье казакам в Курмыше было увеличено на рубль человеку. В январе 1619 г. властями было решено дополнительно направить казаков на службу в 18 городов, в т.ч. в Шацк — 50, в Темников — 30, в Алатырь — 50, в Касимов — 20, в Курмыш — 10, в Арзамас — 50 и назначить им стрелецкое жалованье.

Основную массу служилых татар в Арзамасском уезде составляли казаки, переведённые из Мещеры. Речь прежде всего идёт о кадомских татарах. Так, вблизи Арзамаса была создана особая Казачья слобода (Выездных казаков), где было поселено 600 казаков. К 1580 г. были созданы арзамасские станицы, которые в отличие от мещёрских сторож, находившихся вдали от рубежей, несли дозорную службу в мокшанско-сурском междуречье не по линии «запад-восток» и обратно, а по направлению «север-юг». Все это требовало военной силы, каковой и являлись мещёрские казаки. В соответствии с данными того времени «…Дворян и детей боярских мещёрских татар 210 человек, казаков 300 человек, посадских татар 112 человек, ратные люди 660 человек». C созданием в 1636 г. Алатырской засечной черты значение Арзамасской засеки несколько уменьшилось.

Согласно Мещёрской десятне, в 1556 г. головой казаков Алатыря являлся Иван Левентьев Любовников. Богдан Подгорецкий сын Твердиков, принадлежавший к самой верхушке русского казачества, ставший атаманом с поместным окладом в 550 четвертей, получил в 1619 г. в Алатырском уезде поместье. Рядовые алатырские казаки входили в станицы И. Железкова, Т. Губинского, М. Белгородцева и И. Костерева. В том году казаков в Алатыре было, вероятно, несколько больше, чем в 1624-1627 гг., так как в документах 1619-1623 гг. встречаются алатырские казаки, отсутствующие в списке 1627 г., в том числе известнейший атаман Никита Маматов. Судя по немногим сведениям о размерах поместий алатырских казаков, у П. Григорьева было 36 четвертей, у Д. Прокофьева — 45, у Х. Маркова — 54, у Ю. Демьянова — 99, у Б. Каменное Ожерелье — 117. В отличие от вёрстанных казаков других городов алатырские казаки находились позднее в ведении не Разрядного приказа, а приказа Казанского дворца. В 1624 г. в Разрядах упоминаются 138 алатырских казаков. В списке алатырских поместных казаков, назначенных в 1627 г. на службу в Рязань, перечислено 134 человека с поместными окладами от 5 до 32 руб., среди них 8 атаманов и 11 есаулов. Б. Подорван в 1627 г. записан по Алатырю с окладом в 550 четвертей. С 1630 по 1634 г. по меньшей мере семь алатырских поместных казаков «вложили» свои вотчины в Троице-Сергиев и Алатырский Троицкий монастыри. Нередко мещёрские, в частности, алатырские, казаки заключали браки в своей среде. Так, например, алатырский атаман Матвей Кириллович Белгородцев был женат на вдове поместного казака Ивана Иконникова, а их дочь в 1646 г. вышла замуж за Семёна Борисовича Каменное Ожерелье, получившего в приданое алатырскую вотчину М.К. Белгородцева в 108 четвертей. Сметный список 1631 г. свидетельствует о сокращении численности вёрстанных казаков в Алатырском уезде — их насчитывалось 109 человек.

Мещёрские казаки, как приписанные к пограничным московским городкам и служившие долгое время московским государям, в нравах и обычаях во многом походили на великороссов. Кроме того, родословие выдающихся личностей из этого казачества могло быть легко восстановлено. Так, например, Иловайские — один из самых известных донских казачьих дворянских родов — своё происхождение вели из г. Темникова, в окрестностях которого жили и сейчас живут татары-мишари. Поскольку из них в значительной мере комплектовались гарнизоны городовых казаков, с донскими казаками их сближала общность судьбы. Сама фамилия Иловайский явно тюркского происхождения. «Ил» в тюркских языках означает «народ», «люди». Родоначальником Иловайских был переселившийся в конце XVII в. из Темникова на Дон и записавшийся в Донское Войско Мокей Осипович Иловайский.

Таким образом, в XV-XVII вв. Мещера представляла собой довольно мощный восточный форпост русских земель в его противостоянии набегам кочевников, а населявшие ее мещёрские казаки не только самоотверженно несли пограничную и сторожевую службу, но и явились одними из предшественников донского и волжского казачества, оставив тем самым яркий и значительный след в истории России.

И.А. Филатов, краевед, член Союза литераторов России.

«

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *