Рязанский митрополит Стефан Яворский в 1712 г. в «Сказании о Гребенской иконе Божьей матери» писал, что городки эти находились в устье реки Чир. В «Гребенской летописи, или Повествовании об образе чудотворныя пресвятыя Владычицы и Приснодевы Марии…», составленной в Москве в 1471 г., говорится: «Там, в верховьях Дона, народ християнский воинского чина зовомии казаци, в радости сретающе его (Великого князя Московского Дмитрия) со святыми иконами и со кресты поздравляюще ему о избавлении своем от супостатов и, приносяще ему дары от своих сокровищ, иже имеху у себя чудотворные иконы в церквах своих».
О том же гласит и «Сказание о Мамаевом побоище», а также записано в предисловии к вкладной книге Московского ставропигиального Донского монастыря за 1692 г. Великий князь Московский, как сказано в упомянутой летописи, казачье «воинство велми тълесныя дары обогатив, и почтив, и по все лъта уставя им казакам свое жалование». А донские (читай — рязанские) казаки, как отмечает летописец, преподнесли князю Дмитрию икону-хоругвь Донской Богородицы и образ Богородицы Гребенской. Икона чудесно явила себя в водах Дона, отсюда и ее название. Перед нею в канун Куликовской битвы молились Дмитрий и его воины. С тех пор эта икона почитается как защитница Руси и покровительница воинства. До октября 1917 г. она хранилась в Успенском соборе г. Москвы. После разгрома на Куликовом поле татары, собрав многотысячную рать, обрушились на верховые городки Червлёного Яра. А всё население придонских степей, включая, естественно, казаков, входило тогда в состав Великого княжества Рязанского. Дело в том, что с 1354 г. при митрополите Алексии общины левобережья Дона и его притоков (район Червленого Яра) подчинялись Рязанской епархии. Границы же епархий территориально практически совпадали с границами княжеств. Чтобы отомстить казачеству за помощь Дмитрию Донскому, враги трижды нападали на эти городки, и казакам вместе с родными и близкими пришлось подаваться на «московские украйны», став служилыми казаками и охраняя рубежи русских княжеств.
Донские казаки ещё за два месяца до битвы по своей инициативе предупредили великого князя Димитрия, беспечно пировавшего со своими боярами. О грозившей ему величайшей опасности, затем, накануне битвы, перейдя к нему целым отрядом, привели в его стан «языка» весьма осведомлённого… и тем самым дали великому князю Димитрию ценнейшие указания об армии Мамая и её расположении, а это указание дало Боброку необходимость расположить свои войска иным образом, чем они были до получения этих сведений от «языка», ибо новая диспозиция московских войск, т. е. переброска их за Дон, была решена накануне битвы, операция крайне рискованная, но, очевидно, вызванная полученными сведениями от «языка»…
Не даром же икона Донской Божией Матери, как Благовестительницы, поднесённая донскими казаками великому князю Димитрию на Куликовом поле, всегда была у московских великих князей и царей в таком высоком почитании.
Служение казачества России началось с давних времён. Братство по оружию казаков с русским воинством восходит эпохе Куликовской битвы (1380 г.), т.е. к концу XIV в. Этот знаменательный факт указывает, что ещё на заре русской истории, когда решался вопрос о бытии Руси, донские казаки помогали московскому князю выйти из унизительного положения татарского данника.
Осевшие по р. Дону вольные люди в 1380 г. добровольно и по собственному почину пришли на Куликово поле, чтобы помочь Московскому князю выйти из унизительного положения татарского данника и тем самым оказали решающее значение на исход этой битвы. Этот исторический факт указывает ещё на то, что казаки уже в эпоху Куликовской битвы жили своими военными общинами, по крайней мере, по р. Дон.
В 1380 г., накануне Куликовской битвы, на берегах Непрядвы местным населением была поднесена Великому князю Димитрию Ивановичу икона Пресвятой Богородицы.
Эта выписка, в которой население Дона называется казаками, говорит о многом. Она в корне опровергает теорию о происхождении донских казаков в XVI—XVII вв. исключительно из беглых людей Московского государства. Упоминание об иконах, а главное – о церквах – говорит, что оно уже давно жило в этой местности.
Пресвятая Богородица всегда очень почиталась на Дону. В старину атаманы, призывая казаков на защиту от басурман родимого края, называли казачий «присуд» (территорию Донского Войска) – Домом Пресвятой Богородицы».
Казаки, несомненно, прекрасно были осведомлены о том, что Дмитрий Донской собирает войско для борьбы с татарами, и о раздоре в тогдашней ханской ставке. Поэтому они, наблюдая за развитием событий, «хлыняли» вдали от татарского взора, следя, несомненно, и за движением армии Дмитрия Донского. И когда уже завязалась настоящая битва, они были уже готовы сами к бою и влились в Куликовскую битву совершенно неожиданно для обеих сторон. Именно в тот критический момент, когда обе стороны изнемогали в бою к заходу солнца, и «решили» исход этой битвы, преподнеся Дмитрию Донскому образ «Пресвятыя Богородицы Донския».
И.А. Филатов, краевед, член Союза литераторов России.