Как категория служилых людей городовые казаки существовали ещё во времена самостоятельного Рязанского Великого княжества. Так, в грамоте Ивана III рязанской княгине Агриппине (Аграфене), датированной 1502 годом, говорится: «Твоим городовым казакам… быть всем на моей службе». После того, как в 1521 г. Рязанское княжество подчинили себе московские государи, они стали заботиться о том, чтобы уберечь свою землю от набегов. С этой целью по берегу Оки начала строиться укреплённая засечная черта, в деятельности которой очень важную роль играл являвшийся крепостью Переяславль-Рязанский. Гарнизон города составляли большие военные силы – казаки, стрельцы, пушкари, затинщики (охранники крепостной стены), воротники (стража, охранявшая въезд в город) и т.д. Городовые казаки получали от правительства за службу земельное, денежное и хлебное жалованье. С самого начала служба городовых казаков носила регулярный характер, а при Иване Грозном, равно, как и полковых, и вовсе полностью регламентировалась специальным уставом. Конные городовые казаки должны были иметь «по два коня добрых или к коню мерин добр», приобретать за свой счет саблю, седло и «рушницу» (вид огнестрельного оружия). Они обеспечивали оборону города при нападениях степняков и по приказу выступали в поход для отражения прорыва вражеской конницы через укрепления засечной черты, а также выполняли функции по охране правопорядка внутри города. Казацкий голова (атаман) непосредственно подчинялся городовому воеводе или осадному голове. Служилых людей на границе с Диким Полем постоянно не хватало, и в казаки «прибирались» посадские люди (горожане), крестьяне и дети боярские (разновидность мелких феодалов).
Писцовые книги XVI-XVII вв. неоднократно отмечают о проживании казаков в Переяславле-Рязанском. Например, платёжная книга 1594-1597 гг., составленная Третьяком Вельяминовым, упоминает о казачьем атамане Микитке Ондронове, беломестных казаках Максимке Васильеве, Тимохе Чекине, Даньке Берёзкине, Сенке Козютине, Васке Сергееве, Козарке Микитине, Овдокиме Оврамове, Петрушкине, Офонке и Тимошке Губине, донском казаке Онисимке, казаке Богдашке Медведевском и др.
Разберёмся с терминологией того времени. Служилые люди «по прибору» рекрутировались из свободного городского населения, черносошных крестьян, частично из разорившихся служилых людей «по отечеству» (бояр, детей боярских, дворян – И.Ф.). Подразделялись на казаков, стрельцов, пушкарей, затинщиков, воротников и т.д. Они являлись основной силой, защищавшей южную и юго-восточную окраины Русского государства от набегов кочевников. За свою службу освобождались от тягла (податей), наделялись огородной и пахотной землями, сенокосными лугами, годовым денежным и хлебным жалованьем; им разрешалось арендовать землю и заниматься ремёслами и торговлей. В Рязанском крае несло службу чрезвычайно большое количество служилых людей «по прибору».
Городовые казаки подобно стрельцам, «прибирались» на службу в пограничные города, получая за это земельное, денежное и хлебное жалованье. В XVI в. они находились в ведении Стрелецкого приказа. Он набирал казаков, перемещал по службе из одного города в другой, назначал в походы и являлся для них высшей судебной инстанцией. Через приказ проходило назначение начальствующих над казаками лиц (голов, сотников). Небольшое денежное жалованье казаки получали либо «за лишнее стояние» в пограничной охране, либо в длительном походе. Считаясь с трудными условиями службы городовых казаков, правительство наделяло их более высокими земельными наделами (до 30-40 четвертей в поле). Им отводилась также земля под огороды и «дворовые места». Городовые казаки назывались именем того города, в котором проживали они и их семьи. Внутреннее обустройство городовых казаков было таким же, как у городовых стрельцов. Казаки находились в «приборе» у своего головы, который и набирал их на службу. Казацкий голова непосредственно подчинялся городовому воеводе или осадному голове. Нормальный состав прибора исчислялся в 500 человек. Приборы делились на сотни, находившиеся в подчинении у сотников. Сотни, в свою очередь, подразделялись на полусотни (во главе с пятидесятниками). Казаки объединялись в служилые станицы (воинские подразделения), жившие по городам и посадам обособленными бытовыми общинами во главе со своими атаманами и строевыми начальниками. Станицы поставляли очередные полевые наряды.
Полковые казаки – в XV-ХVII вв. разновидность служилых казаков. Выдвигались на рубежи украинных линий для оперативного отражения набегов степняков. Нередко отправлялись в длительные походы. В первой половине XVII в. имели в среднем оклад в 30 четвертей в поле. С середины XVII в. их стали в больших количествах записывать в «полки нового строя» или переводить на городовую службу, в результате чего они полностью исчезли.
Беломестные казаки (или белодворцы) – получившие в XVI в. «обелённые», свободные от податей наделы земли. Они управлялись атаманами, но подчинялись местным воеводам и несли по очереди гарнизонную и полковую службу наряду с казаками-однодворцами (т.е. владевшими всего одним домом с хозяйственными постройками и приусадебным участком) и детьми боярскими.
В пограничных городах-крепостях, к которым относился и Переяславль-Рязанский (который уже с конца XV в. неофициально именовался Рязанью), служилые казаки селились отдельными слободами, внутри которых их дворы ставились по «десяткам»: к двору десятника примыкали дворы подчинённых ему казаков, к жилью пятидесятника – дворы казаков его полусотни, и так далее. Казаки, как и другие служилые люди «по прибору», не имели права отлучаться из города без разрешения казачьих голов и сотников под страхом сурового наказания. Тем самым обеспечивалась постоянная боеготовность казачьих подразделений. Проживали же переяславль-рязанские казаки в Стрелецкой слободе. Роспись 1604 г. показывает в Переяславле-Рязанском 200 казаков. В январе 1619 г. властями было решено дополнительно направить казаков на службу в 18 городов, в том числе 30 человек в Рязань. Один из представителей древнего боярского рода Ондрей Долгой в 1618-1619 гг. был атаманом поместных казаков Рязани. Запись о нем гласит: «… На службе ему быть на коне с пищалью, с обов добр». Имеются документальные данные, где в Переяславле-Рязанском в те же годы упомянуты поместные казаки Аристов Ивашко, Артемьев Григорий, Бондур Васька, Борисов Митька, Данилов Гришка, Зеновьев Васюк, Иванов Евсюк, Иванов Микитка, Коротаев Степанко сын Мартынов, Микитин Микитка, Михайлов Гришка, Навосильцев (Новосильцев) Васька сын Захарьев, Назаров Онтон, Обухов Герасимка сын Сергеев, Ондреев Елистратка, Ондреев Устимка, Офонасьев Куземка, Сокмонов Павлик сын Кузьмин, Сопков Дмитрий, Сувязев Пронька, Трофимов Титка, Турищев Михалка, Фёдоров Офонька. Трое казаков, поселённых в Рязани в 1619 году, носили чины есаулов, остальные были рядовыми казаками. В Писцовой книге 1626 г. имеются сведения о некоторых проживавших в то время в Переяславле–Рязанском беломестных казаках Онтошке Денискином сыне Евсееве и Вавилке Евсееве сыне Фокине, Ивашке и Васке детях Яковлевых Шестопёровых, кормовом казаке Ивашке Васильеве и отставленном казаке Демке Понкратове. Всего по сказке посадского старосты на тот год посадских людей в Переяславле числилось в беломестных казаках, в стрельцах и в рыболовах 11 человек. Кроме того, согласно описи архива Посольского приказа от 1626 г., в Переяславле ещё с 1594 г. постоянно проживали донские, терские, яицкие, запорожские (черкасы – И.Ф.) и другие вольные казаки, в пользу которых имели место крупные хлебные раздачи. Так, упомянутая Писцовая книга отмечает: «полок черкашенина Матфея Кривцова, а преж того был беломестца Дмитрея Олимпиева». В списке алатырских поместных казаков, назначенных на службу в Рязань в 1627 г., перечислено 134 человека, среди них 8 атаманов и 11 есаулов. Летом 1695 г. городовые казаки из Переяславля-Рязанского в числе других казаков принимали участие в первом Азовском походе Петра I.
Казаки проходили службу и проживали не только в столице княжества (впоследствии главном городе уезда) – Переяславле-Рязанском, но и в городах, считавшихся рязанскими – Михайлове, Пронске, Ряжске, Скопине, Сапожке, и мещёрскими – Шацке, Кадоме, Касимове и других, защищая засечную черту Русского государства и выполняя иные воинские повинности, взятые ими на себя добровольно.
С прекращением угрозы набегов кочевников и утратой в связи с этим засечной чертой своих функций рязанские городовые казаки оставались на своих местах до 1702 г., после чего император Пётр I часть из них переселил в низовья Дона. Многие полковые и городовые рязанские казаки были переведены в так называемые «войска нового строя», которые создавались в виде солдатских, рейтарских, гусарских, драгунских и мушкётерских полков. Значительное их число было расквартировано в Рязанском крае. Некоторое количество казаков было переведено в разряд однодворцев.
Однако спустя столетие из людских умов, скорее всего, ещё не выветрилась память о том, что именно на Рязанщине зародился институт служилого казачества, и казаки вновь появились в описываемых местах. Видимо, с учётом исторических традиций, упразднённое рязанское казачество было восстановлено в качестве ополчения для участия в Отечественной войне 1812 г. В ходе этих событий рязанские ополченцы прославились своим героизмом в сражениях против наполеоновских войск, происходивших на территории Германии, и дошли до Парижа. Впоследствии, в разные годы, в главном городе Рязанской губернии были расквартированы поочерёдно 15-й, 21-й и 11-й Донские казачьи полки.
Таким образом, многие из коренных жителей города Рязани и Рязанской области генетически являются хотя бы косвенными потомками казаков.
И.А. Филатов, краевед, член Союза литераторов России.