Некоторые структуры налаживали патрульную службу. Однако первоначально правоохранительные органы дистанцировались от использования возможностей казачества. В ряде регионов, особенно на юге России казаки собственными силами начали регулировать паспортный режим, осуществлять досмотр автотранспорта. Ухудшение криминогенной ситуации в стране поставило МВД России перед необходимостью поиска новых путей и организованных форм предупреждения преступности. Среди прочих мер по профилактике преступности и охране правопорядка обратились к опыту специализированных общественных объединений дружинников, а также начали отрабатывать практику взаимодействия с казачьими структурами. Но возникли вопросы и трудноразрешимые ситуации, связанные с отсутствием правовых норм, ведомственных инструкций, а в целом – с недопониманием необходимости работы с казаками. Путём опроса казаков, неказаков и работников милиции, проведённым одной из лабораторий НИИ МВД РФ, были выявлены любопытные факты. Так, большинство казаков считают, что в зависимости от обстоятельств казачьи патрули могут работать как самостоятельно, так и вместе с милицией. В то же время почти не нашло приверженцев среди казаков мнение, что их патрули должны обязательно работать с милицией и подчиняться ей. Практически все опрошенные казаки считали, что в случае участия казачьих патрулей в охране общественного порядка ситуация изменится: улучшаться охрана порядка на улицах и в общественных местах, административное задержание граждан и пр.
Недостаточная эффективность участия казачества в обеспечении общественного порядка обусловлена в том числе отсутствием на региональном уровне соответствующей нормативно-правовой базы, закрепляющей права и обязанности казаков, социальные и правовые гарантии, порядок финансового и материального обеспечения. В связи с этим руководителям исполнительных органов субъектов Российской Федерации хотелось бы рекомендовать принять дополнительные меры по расширению участия казачьих формирований в государственной и иной службе, обеспечению им не обходимой поддержки и помощи.
В качестве положительного примера можно привести регионы традиционного проживания казачества. В 2004 г. Законодательное собрание Ростовской области инициировало проведение интерактивного опроса среди жителей региона о деятельности Муниципальных казачьих дружин (МКД). Опрос производился в 26 районах и городах области. Всего был опрошен 1291 респондент. 649 респондентов положительно оценили деятельность МКД, 431 – удовлетворительно, «иное» мнение выразили 211 опрошенных. 72 % опрошенных считает наиболее важным направлением в работе МКД охрану общественного порядка, 85 % — охрану объектов жизнеобеспечения жизнедеятельности населения, 12 % – сопровождение грузов. Предложения респондентов по улучшению работы в МКД, в первую очередь касаются следующих позиций: увеличить штат казачьих дружин, обеспечить МКД правовыми полномочиями и оснастить их средствами самообороны, создать МКД в каждом населённом пункте и увеличить дружинникам денежное вознаграждение. Как видно из ответов, население в целом положительно восприняло работу МКД за почти пять лет их существования. Как заявил Атман Всевеликого Войска Донского казачий генерал В.П. Водолацкий: «Казачьи дружины стали необходимым фактором правопорядка на Дону, их деятельность востребована, население видит в казаках своих защитников». Главный вопрос в том, чтобы МКД приобрели необходимый правовой статус и средства самообороны, а также финансовая сторона вопроса. Отдача от деятельности МКД намного превысит затраты на их содержание.
Но наиболее результативной практика совместной работы казачества и милиции оказалась в Ставропольском крае. Включение представителей казачьих обществ в состав совместных патрульно-постовых нарядов (один милиционер плюс два-три казака) позволило значительно повысить эффективность их работы. Командование ряда строевых подразделений патрульно-постовой службы включало казаков в состав автопатрулей и привлекало их для несения службы на стационарных постах милиции. Казаки подключались к работе участковых инспекторов милиции, что особенно оказалось целесообразным в сельской местности. Положительно зарекомендовала себя практика использования членов добровольных казачьих дружин на контрольно-пропускных пунктах ГАИ в восточных районах края, примыкающих к административным границам северо-кавказских республик. Практически везде казаки, оказывавшие помощь территориальным органам внутренних дел в охране общественного порядка, для их правовой защищённости оформлялись внештатными сотрудниками милиции.
Важными вехами в истории вопроса о привлечения казаков к охране общественного порядка и совершению других правоохранительных действий стало принятие Федерального закона Российской Федерации «О государственной службе российского казачества» от 5 декабря 2005 г. и обнародование Президентом РФ Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.
В соответствии с пп. 2) п. 4 ст. 5 этого закона российское казачество в установленном порядке принимает участие в охране общественного порядка.
П. 5 ст. 5 закона гласит: «Российское казачество осуществляет своё право на равный доступ к государственной службе в соответствии с законодательством Российской Федерации», а п. 6 ст. 5 предусматривает, что «Российское казачество привлекается к несению государственной службы в соответствии с настоящим Федеральным законом при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».
В п. 8 ст. 5 сказано, что «Российское казачество может привлекаться к несению муниципальной службы в соответствии с федеральным законодательством при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению муниципальной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Российское казачество проходит муниципальную службу в соответствии с федеральным законодательством субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований».
Деятельность казачьих обществ по выполнению вышеуказанных обязательств осуществляется на договорной основе. Как гласит п. 1 ст. 7 Федерального закона, «Федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований для оказания им содействия в осуществлении установленных задач и функций вправе привлекать членов казачьих обществ в соответствии с заключёнными договорами (соглашениями) с казачьими обществами».
И, наконец, п. 1 ст. 8 предусмотрено, что «Финансирование государственной службы российского казачества осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований».
В соответствии с разделом 3 Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утверждённой Президентом Российской Федерации 3 июля 2008 г., приоритетами государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества являются: привлечение членов казачьих обществ к выполнению обязанностей государственной и иной службы; обеспечение условий и формирование стимулов для участия российского казачества в реализации государственных и муниципальных программ в области государственной и иной службы; совершенствование правовых, организационных и экономических основ государственной и иной службы российского казачества. Российское казачество на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления оказывает им содействие в осуществлении установленных задач и функций, в том числе для решения вопросов охраны общественного порядка, охраны объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, объектов обеспечения жизнедеятельности населения и сопровождения грузов.
Согласно разделу 4 Концепции, в целях реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти; органами государственной власти субъектов федерации; органами местного самоуправления муниципальных образований. Реализация государственной политики Российской федерации в отношении российского казачества предполагает в том числе совершенствование нормативной правовой базы становления и развития государственной и иной службы российского казачества; координацию действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленных на оказание содействия казачьим обществам в организации и обеспечении исполнения членами казачьих обществ принятых на себя обязательств по несению государственной и иной службы; разработку программ и мероприятий по поддержке российского казачества, становлению и развитию государственной и иной службы российского казачества, информационную открытость деятельности органов государственной власти в отношении российского казачества; мониторинг и анализ эффективности выполнения обязательств по несению государственной и иной службы членами казачьих обществ.
И, наконец, в разделе 6 Концепции указано, что наряду с казачьими обществами, включёнными в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, осуществляют соответствующую деятельность общественные объединения российского казачества, являющиеся добровольными самоуправляемыми организациями, созданными по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Общественные объединения российского казачества, не включённые в государственный реестр казачьих обществ, в присущих их статусу формах и соответствующими методами могут содействовать реализации Федерального закона от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» и других нормативных правовых актов в отношении российского казачества.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений российского казачества, оказывает поддержку (в том числе экономическую) их деятельности в рамках законодательства Российской Федерации. Государственная поддержка также может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений российского казачества по их заявкам (государственные гранты), заключения договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг, социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений, размещаемого в установленном порядке.
Однако действию положений упомянутого закона и разделов концепции на территории Рязанской области и других регионов России препятствует отсутствие местной законодательной базы в отношении казачества, недооценка руководителей различного уровня потенциальных позитивных возможностей и целеустремлений казачества, а также нежелание некоторых должностных лиц сотрудничать со здоровыми силами казачества и их неумение или неспособность отличать здоровые силы в казачьей среде от деструктивных.
Видимо, следует принять во внимание положительный белорусский опыт. Власти Республики Беларусь нашли способ укрепления силовых структур свежими силами. Вслед за общественными организациями боевых отрядов дружинников на помощь милиции были отряжены казаки. Боевые позиции на улицах Минска заняла Атаманская сотня. К охране общественного порядка привлечено несколько сотен казаков, причём не только в столице Республики, но и во всех крупных городах страны, ведь общая численность казачьего войска составляет в Республике Беларусь более 8 тысяч человек. Впрочем, активной правоохранительной деятельностью казачьи отряды не занимаются. Бойцы пока оттачивают навыки в наведении порядка на нарушителях правил дорожного движения, бомжах и пьяницах. Дежурят казаки в составе действующих милицейских патрулей. Симбиоз с силовиками – мера скорее вынужденная, чем необходимая. Будучи внештатными сотрудниками милиции, бойцы Атаманской сотни имеют право самостоятельно задерживать нарушителей и проводить дознание. Сопротивляться требованиям казаков их атаманы не советуют. Бойцы прекрасно обучены и владеют приёмами силовых единоборств. Несмотря на это, отпускать в «автономное плавание» казаков власти пока всё же не решаются. Сдерживающим фактором является, возможно, исключительная принципиальность казаков. Ведь казаки следят не только за участниками дорожного движения, но и за инспекторами ГАИ. В спорных ситуациях боец атаманской сотни выступает в качестве третейского судьи, фактически решая, как поступить в конкретной ситуации: ограничиться штрафом или устным предупреждением. На дежурство казаки выходят безоружными. Единственным средством самозащиты является плетёная казачья нагайка. Даже в небоевом варианте – без вшитой в кожаный наконечник пули — нагайка служит серьёзной угрозой для правонарушителей. Бойцы атаманской сотни в совершенстве владеют техникой плёточной борьбы и могут сдерживать разъярённую толпу.
Напрямую подчиняться государственным структурам казаки не планируют. В случае возникновения массовых беспорядков казачьи подразделения займут те позиции, на которые им укажет Верховный атаман или члены Большого круга (высшего органа казачьего самоуправления, в который входят атаманы округов и избраннее старшины). Распоряжаться казачьей вольницей командование МВД или Министерства обороны не сможет. В своём существовании казачье движение видит реальную пользу для белорусского общества.
Схожие мысли и у казаков Российской Федерации, в частности, проживающих в Рязанской области. В совместной работе органов внутренних дел и казачьих обществ со временем видится не только обеспечение общественного порядка, но и проверка паспортного режима, проведение рейдов по борьбе с экономическими правонарушениями, охрана объектов народного хозяйства, охрана садово-огороднических товариществ, крестьянских и фермерских хозяйств (на договорной основе) и т.д.
Источники и литература:
1. Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 5.12.2005 г.
2. Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества от 3.07.2008 г. Официальный сайт Президента России. http//www.kremlin.ru/
3. Жители Дона доверяют казачьим дружинам // Батюшка Дон. Документально-информационный бюллетень по основным направлениям деятельности казачьих обществ в 2004 году.
4. Николайчук А. Нагайка с правами дубинки // БДГ Деловая газета, № 1568, 18.10.2005. http//bdg.press.net.by.
5. Российское казачество. Научно-справочное издание / Отв. ред. Т.В. Таболина. М., 2003.