В очень давнюю эпоху казаки жён не имели, но со временем стали уводить невест у татар, турок, горцев, из русских селений Тамбовской и Воронежской губерний. В XVII в. храмов на Дону не было, и брак совершался в станичной избе, где жених и невеста перед казаками объявляли о своём супружестве. Начиная с XVIII столетия брак на Дону и в других казачьих общинах обязательно завершался венчанием в церкви. Существовал предварительный ритуал сватовства. Он состоял прежде всего в том, что к будущим супругам предъявлялись определённые требования. Жених должен быть хозяйственным, «не гулёной», статным. Невесту выбирали такую, чтобы была здоровой, работящей и смирной. Строго соблюдался черёд: сперва женили старшего сына. Так же и с невестами – первой выдавали замуж старшую дочь.
На смотринах выговаривалась кладка – подарок невесте от родителей жениха. Это мог быть шёлковый платок, платье, гетры с калошами.
Выбрав понравившуюся девицу, родители парня засылали сватов. После этого следовали сговор, зарученье, рукобитие. При этом в каждой общине и станице были свои особенности. Например, у забайкальских казаков устраивался девичник с украшением косы невесты. После чего невесту вели в баню с веником, украшенным лентами.
Перед свадьбой родители невесты приходили знакомиться с семьёй жениха. Осмотр печи подразумевался под «осмотром трубы», хотя обычно смотрели всё хозяйство, дом. Семья жениха выставляла угощение. С этого момента родители жениха и невесты считались сватьями.
В заключение следовали венчание в церкви и свадьба.
Обычно казачья семья была многолюдной с несколькими взрослыми женатыми сыновьями. Её главой являлся старший по возрасту – отец или дед. Он пользовался в семье непререкаемым авторитетом и неограниченной властью. Детям вменялось в обязанность почитать родителей, даже будучи взрослыми. Ссориться с родителями было тяжким грехом.
Женщины-казачки были в семье равноправны вне зависимости от национальности, так как казачка была обязательно окрещённой. Ни о какой дискриминации и речи быть не могло. Казаки редко обижали своих жён. Да и казачки имели характер самостоятельный и гордый.
Казак рождался воином, и этим определялось всё его воспитание в семье. Трёхлетние казачата гарцевали на коне по двору, а с 5 лет – скакали в степи. С 7 лет их учили стрельбе, с 10 лет обучали фехтованию. Казачата с увлечением участвовали в военных играх. 14-15 летний подросток воспитывал жеребёнка, с которым нередко в последующем отправлялся в полк на действительную службу. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. С семилетнего возраста женщины уже не имели права вмешиваться в его воспитание, так как в этот момент уже наступала ответственность маленького казака перед миром, а когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина.
Рождение девочки не праздновалось в семье так торжественно, как мальчика. При известии о её рождении не грохотали выстрелы. Оно было тихой домашней радостью, овеянной легендой и молитвами. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Сызмальства в девочке развивали женственность, хозяйственность, терпение, трудолюбие и отзывчивость. Поэтому от самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика. Все обычаи и обряды, которыми была окружена жизнь девочки, — домашние, семейные… С раннего возраста девочки-казачки стирали, мыли полы, ставили заплатки и пришивали пуговицы. Учились шить, вышивать, вязать. Особой их заботой было нянчить младших братьев и сестёр.
Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть первым, находиться на людях, постоянно соревноваться, то девочке внушали, что самое главное – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – это крепкая семья и честно заработанный достаток.
Дети, чьи отцы погибли на войне в сражениях с противником, считались «атаманскими детьми». Атаман станицы или хутора был обязан знать их всех, заботиться о них. Старики следили, чтобы сирот не обижали. Крёстные наблюдали за их здоровьем и нравственностью. Одарённых детей-сирот посылали учиться за казённый счёт.
Казак был обязан знать все степени родства и своих предков поимённо. Этому способствовали «Поминальники», которые сохранялись за иконой в киоте каждой семьи. Воспитание казака начиналось с семейных рассказов о жизни предков. На этом строился комплекс славы, который стоял у казака в системе ценностей на первом месте, затем честь, и лишь на третьем – жизнь. Поскольку семьи были многодетными, то в степени родства включались все братья и сёстры мужа и жены.
Старики в собственном доме бывали несколько удалены от семьи. По возрасту они уже бывали прадедами, и хотя правнуки их обожали, сами они старались своей стариковской любовью детей не обременять. Жили они особняком в отдельных комнатах или углах, питались отдельно, в семейные дела старались не вмешиваться, обременяя женщин только тем, что после бани сдавали им своё бельё и получали чистое. Старик, как правило, бывал дома мало, ел мало, но осуществлял своеобразную связь семьи с нравственной и общественной жизнью станицы на самом высшем духовном уровне. Старик в доме жил на положении уважаемого и почитаемого постояльца, главой же дома и семьи был САМ. Он считался старшим, на нём держалось всё хозяйство и материальное благосостояние семьи. На положение старика он переходил либо по возрасту, либо овдовев, поскольку сам дом и всё хозяйство в доме держалось на САМОЙ. Распределение ролей в семье было видно потому, как семья усаживалась за стол. Особенно строго это соблюдалось в праздничные дни.
В донском обществе пожилые женщины начали занимать особое положение с XVIII в. Им отводилась роль наставниц, воспитательниц и хранительниц традиций, преимущественно семейного быта.
Таким образом, семья у казаков в миниатюре напоминала казачью общину. Такой взгляд на семейную жизнь стимулировал не только родителей к более целенаправленному воспитанию детей, но и детей – к большей ответственности, а нередко и к самовоспитанию.
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Акимов П.А. Православие и традиции в казачьем воспитании // Педагогическое краеведение (к 900-летию г. Рязани) / Тезисы докладов 2-й научно-практической конференции. 20 сентября 1995 г.). Рязань, 1995.
2. Казаки / Под ред. Б.А. Алмазова. СПб., Золотой век; Диамант, 1999.
3. Казачий Дон. Очерки истории. Ч. 2 / Научн. ред. А.П. Скорик.
Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского ОБЛИУУ, 1995.
4. Слава Тебе, Господи, что мы – казаки! Памятка. Вып. 2 /
Авт.-сост. Б.А. Алмазов. СПб., 1992.
5. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск, 2001.
6. Шумов В.В. История казачества (справочник казака). Ростов-на-Дону, КСС, 2004.